Большая часть XVII столетия во Франции пришлась на правление Людовика XIV, он стал королем в 1643 г., в возрасте около 5 лет. Имя его связано главным образом с Версалем, квинтэссенцией королевской власти, с роскошными парками, садами, фонтанами, с известной Зеркальной галереей, со всем, что восхищало современников. Но несмотря на то, что двор перебрался в Версаль, Париж же по прежнему оставался столицей государства, которое Людовик хотел сделать могущественным и сильным и оставить по себе непревзойденную славу, что, надо признать, ему удалось.
Поэтому Париж он не оставлял своим вниманием и превращал его в современный город, который могли посещать те, кого мы назовем туристами. В к. XVII столетия вышел первый путеводитель по городу именно по современному автору городу, хотя парижские древности описывались и раньше: Вандомская площадь, площадь Побед, ворота Сен-Дени и Сен-Мартен, два очень важных парижских купола - дом Инвалидов и коллеж Мазарини, колоннада Лувра, т.е. его восточный фасад, сад Тюильри, все важные парижские объекты, которые мы и сегодня имеем счастье лицезреть, все это создавалось во время продолжительного царствования Людовика XIV.
Три важных нововведения, совершенно революционных для того времени, были произведены в Париже при этом короле, но не все они попали на гравюры.
8 августа 1653 года в Париже заработала почта. Т.е. почтовое сообщение в стране, безусловно, было, но в городе обмениваться письмами можно было только послав слугу. Ну, нет слуги, нет и письма, сам идешь сообщать новость. Задумка принадлежала Жан-Жаку Ренуару, графу де Вилайе. Для того, чтобы отправить письмо нужно было во Дворце Правосудия на Сите приобрести то, что назвали «оплаченным почтовым билетом». Что это за билет такой, чтобы письмо отправить? Точно – прототип почтовых марок. Затем появились почтовые ящики, их ставили «на каждом углу каждой большой улицы», выемка три раза в день. Но затея эта долго не протянула. Лет через сто к ней вернулись, снова как к частному предприятию под названием "Маленькая почта", а незадолго до революции парижская почта перешла в ведение государства.
Что было главным транспортным средством в Париже XVII века? Ноги. «Кареты по пять су»- первый в Европе, видимо, и в мире, эксперимент по созданию линий общественного транспорта был разработан, запатентован и запущен в 1662 г. в Париже математиком и философом Блезом Паскалем совместно с герцогом де Роанне, он был частным инвестором, так скажем. Маршрутов было пять, самый первый шел от площади Вогезов через реку к Люксембургскому дворцу, а потом появился шестой – кольцевой!
Новинка произвела фурор, весь Париж пришел смотреть на отправление первой кареты. Сначала транспорт был доступен всем, потом стало понятно, что в общественном транспорте все становятся равны, что для XVII века было слишком, появилась манера выкупать все места и ехать одному, это запретили, но также запретили ездить солдатам, слугам и рабочим, что им тоже не понравилось и на кареты стали нападать и забрасывать их камнями. Паскаль умер, герцог прекратил финансировать эту затею. Как говорят, идея эта сильно опередила свое время, про социальное равенство никто не слышал, да и работали горожане тогда часто там же, где жили.
И еще одна новинка – уличное освещение в ночное время. Считается, что первые подобные попытки были предприняты еще в XIV веке, когда королевский указ предписывал, чтоб у крепости Гран-Шатле всю ночь горела свеча, скромное освещение. Во время праздников и торжественных шествий улицы освещались больше, конечно. Пытались возложить эту обязанность на горожан, но они противились тому, чтобы выставлять свечи в своих окнах на всю ночь за свой счет.
В 1667-68 гг. на маленьких улицах появилось по два фонаря – по одному в каждом конце, на более длинных еще один фонарь в середине. Это было очень дорого, фонари сразу были со стеклом, плюс свечи, большие, рассчитанные на продолжительное горение, что еще больше повышало цену светильников.
Вот на этой гравюре вверху
«Мужчина справа обходит улицы и звонит в колокол, подавая сигнал к тому, чтобы зажечь фонари. Человек за ним уже открыл «небольшой короб» и с помощью ручки опустил фонарь; женщина собирается вставить туда особую свечу, а ребенок готовит следующую.»
Т.е. обязанность по освещению улиц таки была возложена на горожан, назначался ответственный, которого штрафовали, если он плохо выполнял возложенные на него обязанности.
А здесь видно, что вор убегает, но он совершил преступление под фонарем, и от конной полиции ему не скрыться. Постепенно время освещения увеличивалось, пока к концу XVII века оно не стало функционировать девять месяцев в году. Эта новинка прижилась уже навсегда, маркиза Севиньи писала о том, как приятно и интересно пройти вечером по городу с друзьями ничего не опасаясь.
Формированию известного нам образа Парижа, как столицы моды способствовала еще одна новинка: в 1672 году Людовик XIV подписал указ о создании нового периодического издания - журнала "Mercure galant". В 1673 году он сделал обзор модных тенденций главной темой номера и привел разговор с двумя знакомыми дамами, которых автор встретил на прогулке в Тюильри. За короткое время дамы сообщили редактору максимум информации о том, что носят, чем и как украшают дом и что едят.
И в это же время стали появляться первые магазины, торговавшие предметами роскоши, мебелью, кружевами, тканями. Эта картинка была нарисована Жаном Береном, официальным рисовальщиком короля и главным художником-декоратором Парижской оперы. Это не конкретный магазин, это идеальный магазин, где товары красиво расставлены на полках, а посетители одеты по самой последней моде, т.е магазин, который вызывает желание что-то приобрести, привлечь клиентов и так рождается еще одна привлекательная городская черта – шоппинг, не просто, а шоппинг в Париже, где торговля предметами роскоши развилась в настоящую индустрию. Такие магазины, конечно, предназначались для богатой и знатной клиентуры, разносчики никуда не делись.
Еще одна отличительная черта Парижа XVII века – это «новые деньги», нувориши, т.е. это слово как раз и появилось в это время, как и «парвеню» или выскочка, все с негативной окраской. С одной стороны хорошо, что формировался новый горожанин - бедняк из провинции, наделенный умом и оказавшийся способным сделать состояние в недвижимости или финансах. С другой же - парижане не слишком приветливо встречали этих персонажей, выставлявших на показ свое огромное состояние и возможности. Но именно им Париж обязан большому количеству сохранившихся особняков, внесенных в перечень архитектурных памятников, т.к. строили они чаще, чем представители знатных родов.
Этот пост открывает серию, посвященную крупным проектам короля и его министров в Париже: академии, мануфактуры, довольно мрачное учреждение под названием "Общий госпиталь", дом Инвалидов, Ботанический сад, проследим их судьбу до наших дней, потому как в измененном виде, но все они до сих пор действуют в Париже на тех же местах и, зачастую, с тем же функционалом. Будет интересно.