Найти тему
Хроники св. Женевьевы

Королевский сад растений и его обитатели

Маленькая жирафа добиралась до Парижа целых 2 года. Зарафа, так ее назвали позднее, была одним из трех жирафов, направленных Египтом в Европу в качестве подарков Австрии, Британии и Франции и первым жирафом во Франции вообще. Из Александрии в Марсель кораблем, там же карантин и зимовка, потом 40-дневный пеший переход в Париж, в сопровождении взвода жандармов, двух коров для пропитания, дрессировщика и целой восторженной толпы на каждом этапе маршрута. Возглавлял экспедицию Этьен Жоффруа Сен-Илер, профессор биологии и директор зверинца Сада растений, где Зарафе предстояло жить.

Raymond Brascassat. Путь жирафа. (1827)
Raymond Brascassat. Путь жирафа. (1827)

Наконец жирафу представили королю Карлу Х в 1827 г. в замке Сен-Клу, король, говорят, был в восторге и угостил животное розовыми лепестками (не густо), после чего Зарафу доставили на постоянное место жительства. А в Париже началась настоящая жирафомания, мало того, что весь город приходил на нее смотреть в Сад растений, так еще появились «цвет жирафьего брюха», или «влюбленной жирафы», манера завязывать галстуки «а-ля жирафа», жирафа появлялась на одежде, посуде, мебели, в поэмах и карикатурах.

"Величайшее животное, которого мы когда-либо видели." Карикатура на короля Карла X . Неизвестный автор, Au Magasin de Caricatures d'Aubert,
"Величайшее животное, которого мы когда-либо видели." Карикатура на короля Карла X . Неизвестный автор, Au Magasin de Caricatures d'Aubert,

Зоопарк в Саду растений образовался по необходимости, после революции, когда надо было найти место для для немногих уцелевших животных Версаля и других дворянских поместий. Из Версаля поступает старый лев Войра, которого в младенчестве усыновила самка пойнтера, с одним щенком которой по имени Брак лев "подружился", с ним переехал в Версаль, с ним же перебрался в Париж, где оба прожили недолго, собака умерла, лев за ней в 1796 г. Или уже тогда редкая, а сегодня полностью вымершая квагга, антилопа и павлины. Кроме того, туда поступают животные ярмарочные, поскольку выступления с животными на городских улицах в 1793 г. были запрещены.

Лев Войра и его собака 1794-1796 ©MNHN
Лев Войра и его собака 1794-1796 ©MNHN

В 1870 г. обитатели зверинца пострадали от франко-прусской войны и осады Парижа.

А Сад растений - это сегодня огромный ботанический сад, являющийся частью Музея естественной истории на берегу Сены, главный вход с набережной Сен-Бернар, на границе V округа, недалеко от Аустерлицкого вокзала, больницы Сальпетриер и Института Арабского мира и парижской мечети. Но рекомендую другой вход, с ул. Кювье, увитый виноградом, откуда сразу можно попасть в английскую часть сада и добраться до ливанского кедра, который в 1735 г. привез из Англии в своей шляпе ботаник Сада Бернар де Жюссье.

Jean Houel. Ливанский кедр в Саду растений. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Jean Houel. Ливанский кедр в Саду растений. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Сад растений, начинался еще при Людовике XIII, как не очень большой сад лекарственных растений под руководством первого королевского врача. Людовик же XIV основал в 1666 г. Академию наук с целью содействовать развитию науки и контролировать ее, разумеется. Академия состоит из математиков, астрономов, физиков, анатомов, ботаников, химиков, зоологов, изучает представленные ей научные работы и изобретения, отвечает на вопросы королевской администрации и отводит большую роль экспериментам, ее ученым удается, например, осуществить переливание крови от одной собаки другой.

Фредерик Скальберг, 1636 г.©MNHN
Фредерик Скальберг, 1636 г.©MNHN

Вот на картине внизу изображено представление членов академии королю, а на заднем плане–здание обсерватории, построенное в это же время, (1667-72 гг.) по проекту Клода Перро. Обсерватория расположена и сегодня на том же месте и по прежнему функционирует.

Кольбер представляет членов королевской академии наук Людовику XIV в 1667 г.
Кольбер представляет членов королевской академии наук Людовику XIV в 1667 г.

Так вот при Людовике XIV сад становится вполне научным учреждением, где всем желающим преподавали ботанику, химию и анатомию, проводили публичные операции и вскрытия, изучали свойства растений и фармацевтику. И еще важным было то, что велись эти лекции не на латыни, а на французском, т.е. доступны были гораздо большему количеству слушателей. Но не выдавали дипломов, т.к. Парижский университет полагал, что новое учреждение посягает на его, университетское дело.

Adam Perelle. Вид на Сад растений©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Adam Perelle. Вид на Сад растений©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В Саду появились дендрарий и лабиринт на холме, бывшем свалкой и перспектива французского регулярного парка, английский парк был разбит позднее. Выдающийся ботаник Жозеф де Турнефор ездит по свету в поисках редких растений, он побывал в Грузии, Армении, Греции, Турции, привез в Париж более 1000 новых растений и был случайно задавлен повозкой на ул. Ласепед, когда возвращался домой.

Неизвестный автор. Надпись гласит примерно следующее: "Доктор ботаники и минералогии раздавлен доктором моды." ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Надпись гласит примерно следующее: "Доктор ботаники и минералогии раздавлен доктором моды." ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Оранжереи, лаборатории, фонды сильно умножились за следующий век, и главная заслуга в этом принадлежит графу Бюффону, автору 36-ти томов "Естественной истории", который бессменно руководил Садом на протяжении 50 лет с 1739 г. С ним от изучения только медицинских вопросов ученые Королевского сада растений переходят к последовательному изучению естественных наук и тогда же закладываются основы современного Музея.

Sébastien Leclerc. Лаборатория в Саду растений©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Sébastien Leclerc. Лаборатория в Саду растений©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Бюффон расширяет территорию, возводит новые постройки, например амфитеатр для проведения лекций или полностью металлическую беседку на вершине холма и сажает и сажает растения.

Обертен, Франсуа. Беседка Бюффона. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Обертен, Франсуа. Беседка Бюффона. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Все управляющие Сада и жили здесь же, сначала их квартира находилась в здании Королевского кабинета естествознания. Бюффон открывает его коллекцию для публики и увеличивает ее настолько, что отдает свои апартаменты под собрание и строит для себя отельный не очень большой дом по соседству, т.к. в городе ему было жить неудобно и далеко добираться до работы.

Pierre Petit. Здание Королевского кабинета естествознания. ок. 1885 ©MNHN
Pierre Petit. Здание Королевского кабинета естествознания. ок. 1885 ©MNHN

Первый этаж нового Кабинета короля Бюффон занял большими скелетами (слон, кашалот), тяжелыми минералами, остальные коллекции, королевский гербарий, библиотека распределены на верхних этажах в разных шкафах. Кабинет не сохранился, на его месте выросла Галерея зоологии (сегодняшняя Большая галерея эволюции) в 1889 г., а дом Бюффона можно увидеть.

Joseph August Knip. Дом Бюффона в саду растений.
Joseph August Knip. Дом Бюффона в саду растений.

Как и, правда, частично сохранившийся, дом анатома Жоржа Кювье в глубине Сада, где в 1806 г. он открыл кафедру сравнительной анатомии в заброшенном депо, которое купил уже музей. Кювье перевез сюда кости, шкуры и скелеты, большую коллекцию раковин и заспиртованных органов. Сейчас в доме Кювье располагается штаб-квартира Общества друзей Музея естествознания и лаборатории, называется это неформально «Китовым павильоном».

Marie Desire Bourgoin. Дом Кювье©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Marie Desire Bourgoin. Дом Кювье©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В саду, разумеется, работали художники, нужно же было каталогизировать все экспонаты, фиксировать стадии их развития. Вот Мадлен Басспорт, 8 лет доказывая свою состоятельность в области живописи, работала в саду бесплатно, потом также, зачастую бесплатно, ездила в Версаль к мадам Помпадур и писала для нее цветы, просто маркиза забывала заплатить за такую безделицу. Должность королевского рисовальщика Басспорт занимала тоже лет 50, обучала молодых художников-натуралистов и была единственной женщиной, работавшей в Саду до революции и единственной женщиной удостоившейся упоминания в томе "Некрологов известных людей" за 1781 г.

После революции Сад перестал быть королевским и постепенно превращался в музей Естественной истории, возникали новые оранжереи, галереи палеонтологии, минералогии, ботаники, но он не был модным местом для прогулок, там гуляли в основном няньки с детьми, зато бесплатно выдавали лекарственные травы.

Séeberger. Jardin des Plantes de Paris
Séeberger. Jardin des Plantes de Paris

А еще один художник на рубеже XIX-XX вв. переносил на свои полотна впечатления от посещения оранжерей и, как говорят, "привел джунгли в Париж" и другую экзотику: Анри Руссо, чьими источниками служили виды ботанических садов, зоопарков Парижа (этот зверинец был не единственным, еще один открылся в Булонском лесу) и картинки из журналов. Искусствовед Кирилл Светляков рассказывает, что лев на этой картине Руссо очень похож на бронзового льва из Сада работы Анри-Альфреда Жакмара, скульптора-анималиста.

Сегодня травы не выдают, вход на территорию свободный, в музеи - платный. Лаборатории, библиотека, учебное заведение, выставки, лекции, розарий и сад ирисов, альпийский сад, экологический сад, который должен развиваться с минимальным вмешательством человека, оранжереи, фонтаны и колодцы, гулять там можно целый день и не один, все улицы вокруг и аллеи Сада названы именами директоров и ученых, а зоопарк по прежнему популярен, сегодняшняя звезда там - Ненетт, самка орангутана в почтенном 47-летнем возрасте.

О том, что еще происходило в Париже времен Людовика XIV можно читать здесь, а в следующий раз поговорим о гобеленах, наверное. И читайте телеграм, там другие истории