Маленькая жирафа добиралась до Парижа целых 2 года. Зарафа, так ее назвали позднее, была одним из трех жирафов, направленных Египтом в Европу в качестве подарков Австрии, Британии и Франции и первым жирафом во Франции вообще. Из Александрии в Марсель кораблем, там же карантин и зимовка, потом 40-дневный пеший переход в Париж, в сопровождении взвода жандармов, двух коров для пропитания, дрессировщика и целой восторженной толпы на каждом этапе маршрута. Возглавлял экспедицию Этьен Жоффруа Сен-Илер, профессор биологии и директор зверинца Сада растений, где Зарафе предстояло жить.
Наконец жирафу представили королю Карлу Х в 1827 г. в замке Сен-Клу, король, говорят, был в восторге и угостил животное розовыми лепестками (не густо), после чего Зарафу доставили на постоянное место жительства. А в Париже началась настоящая жирафомания, мало того, что весь город приходил на нее смотреть в Сад растений, так еще появились «цвет жирафьего брюха», или «влюбленной жирафы», манера завязывать галстуки «а-ля жирафа», жирафа появлялась на одежде, посуде, мебели, в поэмах и карикатурах.
Зоопарк в Саду растений образовался по необходимости, после революции, когда надо было найти место для для немногих уцелевших животных Версаля и других дворянских поместий. Из Версаля поступает старый лев Войра, которого в младенчестве усыновила самка пойнтера, с одним щенком которой по имени Брак лев "подружился", с ним переехал в Версаль, с ним же перебрался в Париж, где оба прожили недолго, собака умерла, лев за ней в 1796 г. Или уже тогда редкая, а сегодня полностью вымершая квагга, антилопа и павлины. Кроме того, туда поступают животные ярмарочные, поскольку выступления с животными на городских улицах в 1793 г. были запрещены.
В 1870 г. обитатели зверинца пострадали от франко-прусской войны и осады Парижа.
А Сад растений - это сегодня огромный ботанический сад, являющийся частью Музея естественной истории на берегу Сены, главный вход с набережной Сен-Бернар, на границе V округа, недалеко от Аустерлицкого вокзала, больницы Сальпетриер и Института Арабского мира и парижской мечети. Но рекомендую другой вход, с ул. Кювье, увитый виноградом, откуда сразу можно попасть в английскую часть сада и добраться до ливанского кедра, который в 1735 г. привез из Англии в своей шляпе ботаник Сада Бернар де Жюссье.
Сад растений, начинался еще при Людовике XIII, как не очень большой сад лекарственных растений под руководством первого королевского врача. Людовик же XIV основал в 1666 г. Академию наук с целью содействовать развитию науки и контролировать ее, разумеется. Академия состоит из математиков, астрономов, физиков, анатомов, ботаников, химиков, зоологов, изучает представленные ей научные работы и изобретения, отвечает на вопросы королевской администрации и отводит большую роль экспериментам, ее ученым удается, например, осуществить переливание крови от одной собаки другой.
Вот на картине внизу изображено представление членов академии королю, а на заднем плане–здание обсерватории, построенное в это же время, (1667-72 гг.) по проекту Клода Перро. Обсерватория расположена и сегодня на том же месте и по прежнему функционирует.
Так вот при Людовике XIV сад становится вполне научным учреждением, где всем желающим преподавали ботанику, химию и анатомию, проводили публичные операции и вскрытия, изучали свойства растений и фармацевтику. И еще важным было то, что велись эти лекции не на латыни, а на французском, т.е. доступны были гораздо большему количеству слушателей. Но не выдавали дипломов, т.к. Парижский университет полагал, что новое учреждение посягает на его, университетское дело.
В Саду появились дендрарий и лабиринт на холме, бывшем свалкой и перспектива французского регулярного парка, английский парк был разбит позднее. Выдающийся ботаник Жозеф де Турнефор ездит по свету в поисках редких растений, он побывал в Грузии, Армении, Греции, Турции, привез в Париж более 1000 новых растений и был случайно задавлен повозкой на ул. Ласепед, когда возвращался домой.
Оранжереи, лаборатории, фонды сильно умножились за следующий век, и главная заслуга в этом принадлежит графу Бюффону, автору 36-ти томов "Естественной истории", который бессменно руководил Садом на протяжении 50 лет с 1739 г. С ним от изучения только медицинских вопросов ученые Королевского сада растений переходят к последовательному изучению естественных наук и тогда же закладываются основы современного Музея.
Бюффон расширяет территорию, возводит новые постройки, например амфитеатр для проведения лекций или полностью металлическую беседку на вершине холма и сажает и сажает растения.
Все управляющие Сада и жили здесь же, сначала их квартира находилась в здании Королевского кабинета естествознания. Бюффон открывает его коллекцию для публики и увеличивает ее настолько, что отдает свои апартаменты под собрание и строит для себя отельный не очень большой дом по соседству, т.к. в городе ему было жить неудобно и далеко добираться до работы.
Первый этаж нового Кабинета короля Бюффон занял большими скелетами (слон, кашалот), тяжелыми минералами, остальные коллекции, королевский гербарий, библиотека распределены на верхних этажах в разных шкафах. Кабинет не сохранился, на его месте выросла Галерея зоологии (сегодняшняя Большая галерея эволюции) в 1889 г., а дом Бюффона можно увидеть.
Как и, правда, частично сохранившийся, дом анатома Жоржа Кювье в глубине Сада, где в 1806 г. он открыл кафедру сравнительной анатомии в заброшенном депо, которое купил уже музей. Кювье перевез сюда кости, шкуры и скелеты, большую коллекцию раковин и заспиртованных органов. Сейчас в доме Кювье располагается штаб-квартира Общества друзей Музея естествознания и лаборатории, называется это неформально «Китовым павильоном».
В саду, разумеется, работали художники, нужно же было каталогизировать все экспонаты, фиксировать стадии их развития. Вот Мадлен Басспорт, 8 лет доказывая свою состоятельность в области живописи, работала в саду бесплатно, потом также, зачастую бесплатно, ездила в Версаль к мадам Помпадур и писала для нее цветы, просто маркиза забывала заплатить за такую безделицу. Должность королевского рисовальщика Басспорт занимала тоже лет 50, обучала молодых художников-натуралистов и была единственной женщиной, работавшей в Саду до революции и единственной женщиной удостоившейся упоминания в томе "Некрологов известных людей" за 1781 г.
После революции Сад перестал быть королевским и постепенно превращался в музей Естественной истории, возникали новые оранжереи, галереи палеонтологии, минералогии, ботаники, но он не был модным местом для прогулок, там гуляли в основном няньки с детьми, зато бесплатно выдавали лекарственные травы.
А еще один художник на рубеже XIX-XX вв. переносил на свои полотна впечатления от посещения оранжерей и, как говорят, "привел джунгли в Париж" и другую экзотику: Анри Руссо, чьими источниками служили виды ботанических садов, зоопарков Парижа (этот зверинец был не единственным, еще один открылся в Булонском лесу) и картинки из журналов. Искусствовед Кирилл Светляков рассказывает, что лев на этой картине Руссо очень похож на бронзового льва из Сада работы Анри-Альфреда Жакмара, скульптора-анималиста.
Сегодня травы не выдают, вход на территорию свободный, в музеи - платный. Лаборатории, библиотека, учебное заведение, выставки, лекции, розарий и сад ирисов, альпийский сад, экологический сад, который должен развиваться с минимальным вмешательством человека, оранжереи, фонтаны и колодцы, гулять там можно целый день и не один, все улицы вокруг и аллеи Сада названы именами директоров и ученых, а зоопарк по прежнему популярен, сегодняшняя звезда там - Ненетт, самка орангутана в почтенном 47-летнем возрасте.
О том, что еще происходило в Париже времен Людовика XIV можно читать здесь, а в следующий раз поговорим о гобеленах, наверное. И читайте телеграм, там другие истории