Найти тему

Слава Франции в XIII-м округе

Вообще, Гобелен - это фамилия семьи красильщиков шерсти. Вдоль небольшой реки Бьевр, что впадала в Сену на левом берегу, а сегодня течет в трубах, уже в XIV и XV вв, в том же предместье Сен-Марсель, что и Сальпетриер, в сегодняшнем XIII округе, располагались суконные и красильные мастерские. Им требовалось много воды и почему-то считалось, что вода Бьевра особенно хороша для качества красок, это еще Рабле обыгрывает.

Germain Eugène Bonneton. Вид Бьевра, ул. Гобеленов (снег) ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Germain Eugène Bonneton. Вид Бьевра, ул. Гобеленов (снег) ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Самый известный из этих красильщиков, Жан Гобелен, жил здесь еще в 1450 году, семья разбогатела, т.к. открыла, как утверждается, секрет прекрасного алого цвета и приобрела большое количество собственности на берегах Бьевра, по этой причине эта местность, позже мануфактура, а потом и ее изделия получили имя средневекового красильщика.

Собственно ткани, которые мы называем гобеленами начали на этой территории производить 2 фламандских мастера, которых в Париж пригласил Генрих IV, Марк де Коман и Франсуа де Ла Планш, Они оставались хозяевами своего производства и могли свободно принимать
заказы. А с начала XVII века в городе шпалеры еще производились в мастерской приюта Трините на ул. Сен-Дени, в мастерских Лувра и в Сен-Жермен, известная ковровая мастерская Савонри тоже уже работала.

Неизвестный автор. Интерьер мастерской красильного цеха в Гобеленах, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Интерьер мастерской красильного цеха в Гобеленах, ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Все эти производства не имели особых привилегий и не были на службе у короля, но вот Кольбер, в 1662 г., покупает земли и постройки Гобеленов в предместье Сен-Марсель, строит там мастерские и жилье и объединяет все ковровые мануфактуры под одной крышей. Но также там обосновываются ювелиры, литейщики, вышивальщики, скульпторы, краснодеревщики, мастера флорентийской мозаики, граверы, миниатюристы.

Sébastien Leclerc. Кольбер посещает Гобелены. ок. 1665 © Bibliothèque nationale de France
Sébastien Leclerc. Кольбер посещает Гобелены. ок. 1665 © Bibliothèque nationale de France

Общее руководство поручено Шарлю ле Брену, королевскому живописцу и, видимо, менеджеру, который отвечает за все эскизы и за несколько сотен художников и ремесленников. "После смерти Кольбера при проверке счетных книг мануфактуры «Гобелены» выяснится, что он странно вел бухгалтерские расчеты." Что это за "странно" неизвестно, в свою пользу странно или просто он плохо считал, в любом случае король не лишил художника своей благосклонности и тот занимал свой пост до смерти в 1690 г.

Nicolas de Largillière. Портрет Шарля ле Брена. Лувр
Nicolas de Largillière. Портрет Шарля ле Брена. Лувр

В 1667 г. это предприятие получает официальный статус королевских мастерских и новое название "Мебельная мануфактура короля" (или короны), но название "Гобелены" все равно навсегда закрепится за этими мастерскими, тем более, что со временем только гобелены здесь и будут производить. Но сначала из этого художественного центра выходили украшения только королевских дворцов, Версаля, Лувра, Сен-Жермена: статуи, фонтаны, мебель, рамы для зеркал и картин, все, вплоть до дверных ручек, ну и гобелены.

Столешница c мозаикой из яшмы, агата, перламутра, мрамора, лазурита. Мануфактура Гобеленов. 1675/1700 гг. Лувр
Столешница c мозаикой из яшмы, агата, перламутра, мрамора, лазурита. Мануфактура Гобеленов. 1675/1700 гг. Лувр

С этого момента мастера, работающие в Гобеленах, там же и живут, почти у всех есть меленький садик, на территории, которую мог бы занимать небольшой городок имеется четыре или пять больших дворов, есть швейцар и консьерж, и там размещаются не только рабочие , "но и их жены и дети, и все те, кого они нанимают, каждый из хозяев имеет иногда по сорок-пятьдесят человек, которые работают под его началом."

План мануфактуры Гобеленов. 1691 г. Как и все проекты Кольбера и Людовика, Гобелены занимали огромную территорию по обе стороны речки Бьевр © Bibliothèque nationale de France
План мануфактуры Гобеленов. 1691 г. Как и все проекты Кольбера и Людовика, Гобелены занимали огромную территорию по обе стороны речки Бьевр © Bibliothèque nationale de France

Дети учились в так называемой "директорской семинарии", где получали обширное художественное образование в течение 6 лет, после чего их отдавали в подмастерья к одному из мастеров мануфактуры на 4 года, после чего им выдался сертификат, который позволял заниматься своей профессией и держать ателье в Париже и во всех городах королевства, не выполняя других формальностей, которых требовали от членов городских цехов, как например, уплата обязательного цехового сбора, это была одна из множества привилегий работников Мануфактуры. А иностранцы, проработавшие там 10 лет, объявлялись французами. Кроме школы рисования, на этой фабрике каждый год проводится курс химии, применяемый для окрашивания.

Шарль ле Брен. Людовик XIV посещает Гобелены © Mobilier national
Шарль ле Брен. Людовик XIV посещает Гобелены © Mobilier national

В том же 1667 г. 15 октября Людовик посещает свои мастерские. Один из четырнадцати гобеленов из серии "История короля", по рисункам ле Брена демонстрирует это событие. Король в центре, с красным плюмажем, его брат - справа, Кольбер- слева, сам ле Брен поддерживает красную вазу. Интересно, что все предметы на этом гобелене - реальные: гобелен из серии "История Александра" по центру на стене, слева и справа - из серии "Королевские дома", множество серебряной мебели, которая не сохранилась, была переплавлена на военные нужды.

Тогда же собственно и первая громкая слава мануфактуры, с блестящими 30-ю годами под руководством ле Брена, начала немного тускнеть. Войны истощают казну, в 1694 году все рабочие были уволены, фабрика закрывается на пять лет.

Гобелен из серии "История Дон Кихота." © Mobilier national
Гобелен из серии "История Дон Кихота." © Mobilier national

Весь XVIII век, с переменным успехом, но все же поддерживается уровень работ и мастеров, возглавляют мастерские Пьер Миньяр, Робер де Котт, Жак-Жермен Суффло, там работают художники Жан-Батист Удри и Франсуа Буше. Между 1717 и 1794 годами «История Дон Кихота» по рисункам Шарля-Антуана Куапеля производилась множество раз. Ну и как в живописи, исторические, мифологические и религиозные сюжеты, но начали еще делать портреты и обивку для мебели.

Первый консул Бонапарт раздает почетные сабли гренадерам своей гвардии после битвы при Маренго. Жан-Антуан Гро. Мастера Claude père - Duruy fils - Claude fils - Antoine Hubert Sallier - Marie - Georges - Marie Laforest fils © Mobilier national
Первый консул Бонапарт раздает почетные сабли гренадерам своей гвардии после битвы при Маренго. Жан-Антуан Гро. Мастера Claude père - Duruy fils - Claude fils - Antoine Hubert Sallier - Marie - Georges - Marie Laforest fils © Mobilier national

Потом революция, когда часть, большАя часть гобеленов, с сюжетами, не соответствующими новым идеалам была сожжена, потом Наполеон и ренессанс фабрики, гобелены по картинам Гро и Давида, подарок папе Пию в 1805 г., который оказался в Париже по случаю коронации нового императора. В 1806 году Наполеон выразил пожелание, чтобы его большой кабинет во дворце Тюильри был украшен гобеленами, изображающими эпизоды его правления.

Вдоль авеню Гобеленов расположена галерея «Гобелены» из кирпича и камня, построенная в 1914 году. Это сегодняшнее главное здание мануфактуры
Вдоль авеню Гобеленов расположена галерея «Гобелены» из кирпича и камня, построенная в 1914 году. Это сегодняшнее главное здание мануфактуры

На сегодняшний день в мастерских Национальной мануфактуры гобеленов работают 30 мастеров и имеется 15 ткацких станков. Ежегодно из производства выходит шесть-семь гобеленов, а из построек сохранился дом ле Брена, напротив него, в очень длинном желтом здании на первом этаже располагалась мастерская обойщика Жана Жанса, действовавшая с 1662 по 1668 год. Сегодня это одна из двух мастерских Мануфактуры гобеленов.

Неизвестный автор. Апсида часовни Сен-Луи на Мануфактуре Гобеленов. На рисунке видна река Бьевр, а сегодня эта апсида и дома, стоящие к ней вплотную, которые считаются сохранившимися домами мастеров с к. XVII в, выходят на ул. Berbier du Mets © Bibliothèque nationale de France
Неизвестный автор. Апсида часовни Сен-Луи на Мануфактуре Гобеленов. На рисунке видна река Бьевр, а сегодня эта апсида и дома, стоящие к ней вплотную, которые считаются сохранившимися домами мастеров с к. XVII в, выходят на ул. Berbier du Mets © Bibliothèque nationale de France

Во дворе Кольбера находится старая фабричная часовня Сен-Луи, построенная в 1723 г. для ткачей, сейчас здесь хранятся как исторические гобелены, так и работы современных художников. Справа от часовни - красильная мастерская, которую в XIX веке занимал химик Эжен Шеврель, директор мануфактуры, и она действует до сих пор. В 1839 г. он выпустил работу «О законе одновременного контраста цветов» предназначенную художникам и мастерам ковроткачества.

Гобелен из "Индийской серии" 1792 г. © Mobilier national
Гобелен из "Индийской серии" 1792 г. © Mobilier national

А гобелены как шампанское. Шампанским же официально можно называть только вина, произведенные в регионе Шампань, так и с гобеленами, если вы пурист, то гобеленами будете называть только произведения мануфактуры Гобеленов в Париже, все остальное - шпалеры или ковры уж.

Оччень много букв и еще не все про гобелены и район, попробую в телеграме продолжать, заходите туда

Избранная библиография:

Les manufactures parisiennes de tapisseries au XVIIe siècle : Hôpital de la Trinité, Grande Galerie du Louvre, Savonnerie, Faubourg Saint-Marcel, Faubourg Saint-Germain, Gobelins / par Jules Guiffrey

Les Manufactures nationales. Les Gobelins, la Savonnerie, Sèvres, Beauvais, par Henry Havard et Marius Vachon

tat général des tapisseries de la manufacture des Gobelins depuis son origine jusqu'à nos jours, 1600-1900. Tome I / publié par M. Maurice Fenaille