Было бы неправильно закончить разговор о Сент-Оноре , не сказав пару слов об одной из самых красивых площадей Парижа, такой, по мнению многих, какой и должна быть правильная площадь, гармоничной, замкнутой, с идентичными парадными фасадами, другими словами продуманной и представляющей собой единый законченный ансамбль, спроектированный Жюлем Ардуэн – Мансаром.
Площадь была разбита во славу Людовика XIV и фактически для размещения на ней конной статуи короля, которая была установлена в 1692 г., за несколько лет до завершения всех работ. Говорили, что в брюхе коня могли разместиться 20 человек.
Статуя просуществовала ровно сто лет, до революции, когда ее бронзу переплавили на пушки. При Наполеоне наоборот из переплавленных пушек, захваченных при Аустерлице, воздвигли колонну, которая и украшает площадь по сей день, хотя навершие менялось неоднократно: статуя Наполеона в нескольких образах, гигантская лилия. Сегодня наверху – Наполеон I в образе римского императора, установленный императором Наполеоном III.
В дни Парижской коммуны, которая, как говорят историки, нанесла Парижу больший ущерб, чем несколько революционных лет, комиссар Коммуны по культуре, мятежный художник, скандально известный Гюстав Курбэ приказал разрушить колонну, за что и поплатился буквально. Приговоренный судом последовавшей за Коммуной Третьей республики к выплате 350 тыс. франков за вандализм, художник бежал в Швейцарию, где и умер, так и не выплатив всей суммы. Кстати, как тогда выяснилось колонна была только облицована бронзой, а не целиком из нее отлита, как пропаганда Наполеона уверяла, историки говорят, что пушек не хватило бы на полностью бронзовую колонну.
На площади в XVIII веке лет 20 в августе- сентябре проходила ярмарка Св. Овидия, с арлекинами, канатоходцами, театрами марионеток, когда временные палатки ярмарки заменили постоянными деревянным домиками, как на этой картинке, жители домов заявили протест и ярмарка переехала на площадь Согласия, где вскоре и закрылась после пожара.
Все особняки, окружающие площадь, являлись частными домами, принадлежавшими людям разной степени знатности, но всегда солидного состояния. Среди владельцев XVIII-XIX веков есть королевские чиновники, генералы, банкиры и министр финансов (конечно же), сегодня все здания являются историческими памятниками и принадлежат один эмиру Катара, другой султану Брунея , республике Азербайджан, ювелирным брендам и крупным корпорациям.
Если вы попадаете на Вандомскую площадь со стороны ул. Кастильоне, т.е. от Сент-Оноре, то по правой стороне идут нечетные номера, а по левой - четные.
Вот здесь как раз видны руины одного из монастырей, снесенного уже в XIX в., а для постройки Вандомской площади был уничтожен дворец Сезара де Вандома , он нам уже встречался, сын Генриха IV и Габриэль д'Эстре и монастырь Капуцинок вынужден был несколько потесниться по приказу короля.
Про все рассказывать не буду, так, просто, например:
в доме № 1 (бывший L'hôtel Batailhe de Francès ou hôtel d'Affry), сегодня отель "Вандом", принадлежащий компании «Chopard» и там же бутик компании, конечно;
концерн LVMH восстановил интерьеры особняка в доме №2 и расположил там бутики Louis Vuitton и Guerlain;
дом № 3 Hôtel de Coëtlogon или Hôtel Giraud, где размещался отель "Бристоль", вот как раз принадлежит султану Брунея, там есть быстрый проход на Сент-Оноре и нет никаких магазинов внизу;
Hôtel de Simiane, дом 11 - министерство юстиции.
В доме № 12 с 1839 г. 10 лет располагалось посольство Российской империи, потом жил Федерик Шопен. Здание принадлежит ювелирному дому «Chaumet», который работает по этому адресу с 1907 г. Здесь головной офис и мастерские, салон для встречи клиентов. В 2020, к 240-летию бренда была проведена серьезная реконструкция, отреставрирована и квартира композитора.
Есть версия, что именно здесь находилось ателье ювелиров Бёмера и Боссанжа, создавших ожерелье королевы, которое королеве так и не досталось, а громкое дело о нем стало фундаментом для французской революции.
В домах №№ 15 и 17 сегодня расположен один из самых известных, дорогих отелей города - «Ритц», принадлежащий 94-летнему Мухаммеду аль Файеду. Отсюда принцесса Диана и уехала, чтоб погибнуть. В 1897 г. Сезар Ритц купил здание у потомков основателей «Chaumet». «Ритц» стал символом роскоши и комфорта, все номера были выполнены в разном стиле, каждый снабжен ванной комнатой, что явилось грандиозным новшеством. Свой отель Риц открыл совместно с легендой французской гастрономии Огюстом Эскофье.
Тем, насколько известна их кухня сегодня французы в большой степени обязаны ему. Он модернизировал, усовершенствовал и упростил (если это слово вообще применимо к французской кухне) не только рецепты, но и само устройство ресторана в современном его понимании. Благодаря ему в «Ритце» стали заказывать блюда a la carte с минимальным ожиданием и наличием возможности выбора. Он пишет книги, и, если бы существовало телевидение, уверена, он бы делал авторские программы. В отеле сегодня работает знаменитая кулинарная школа его имени, где могут учится как профессионалы, так и любители. Главный ресторан отеля имеет 2 звезды Мишлен.
«Ритц» и отели этого класса становятся в начале XX века модным местом, там назначают встречи, приходят отдохнуть или живут подолгу. Шанель, как известно, прожила в отеле почти 40 лет. В квартире на ул. Камбон, как говорят, нет спальни, это скорее, салон, где Шанель принимала своих клиенток, гостей и мастерская. Ее номер в «Ритце» и вся обстановка сохранились, но сегодня отель перенес его с третьего этажа на второй, что согласитесь, уже делает его не на 100% аутентичным.,
Исторический бар назван «Хемингуэй» не просто так, а потому что писатель заходил туда часто. Колин Филд, который уже 25 лет является барменом в «Хемингуэй», отвечая на вопрос работает ли он за деньги или за идею говорит, что он вообще никогда не работал, ни дня, это его хобби и страсть. Очень интересный человек, его интервью есть на русском.
Дома 17 и соседний 19 принадлежали семье Кроза, влиятельнейшим финансистам, кредиторам королевского двора, богатейшим людям франции XVII-XVIII веков. У одного из потомков в 1772 е Екатерина II приобрела 400 полотен из их коллекции, которые легли в основу коллекции Эрмитажа.
В доме 26 уже почти 100 лет располагается ювелирный дом "Бушерон", в этом же доме много лет, до своего переезда на ул. Камбон, 14 и своей несчастной смерти жила главная красавица Второй империи, любовница Наполеона III, способствовавшая объединению Италии графиня Вирджиния ди Кастильоне. (улица, ведущая от Риволи к площади названа не в ее честь, а в честь очередной победы Наполеона).
Ее называют первой фотомоделью, поскольку оставила она более 400 своих снимков в разных образах. Неизвестно, была ли графиня страстной поклонницей нового фотоискусства, но точно известно, что она была крайне тщеславна и возможно стремилась запечатлеть свою действительно выдающуюся внешность, которая вкупе с экстравагантными нарядами, скандальной репутацией и недобрым характером делала ее звездой эпохи. Умерла она в одиночестве, 62- лет от роду, сильно страдая по своей угасшей красоте.
Ну вот, за часами, бриллиантами и жемчугами- на Вандомскую площадь. Известно, что индийский махараджа Бхупиндер Сингх в 1928 г. останавливался в "Ритце" и шел через площадь в "Бушерон", а его драгоценные камни несли за ним в сундуках. Индийские мотивы до сих пор прослеживаются в украшениях бренда. А еще Cartier для него сделал известное колье "Патиала".
#история парижа #вандомская площадь #сент-оноре #украшения
Подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории.