Вопрос о споре природы против воспитания, который длится уже тысячи лет, всегда был в центре внимания общества, психологов, педагогов и ученых. Однако в последние десятилетия мы стали больше узнавать о взаимодействии этих двух факторов. Исследования показали, что и природа, и воспитание играют важные и взаимосвязанные роли в формировании интеллекта. Разберемся, что важнее?
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.
Бердяев Н. А., Самопознание, 1949
🔸Влияние генетики: неотъемлемый элемент интеллекта
Влияние генетики на интеллект человека не поддаётся сомнению. Часто мы слышим о людях, которые, казалось бы, родились со специфическими умственными способностями, такими как высокая математическая способность или гений в искусстве. Исследования, проведенные на близнецах, разлученных при рождении, подтверждают ключевую роль генетики. В этих исследованиях показано, что близнецы часто разделяют похожие уровни IQ, независимо от того, в какой среде они выросли.
Однако нельзя утверждать, что интеллект полностью предопределен генетикой. Даже в работах генетиков и нейробиологов подчеркивается, что гены «управляют» развитием через процессы, которые можно изменить.
🔸Воспитание и развитие интеллекта: важная взаимосвязь
Воспитание включает в себя все, чему мы обучаемся или практикуем, начиная от манер и привычек до построения знаний и навыков. Влияние воспитания на интеллект трудно просчитать, но исследования подтверждают его очень важную роль.
Некоторые наблюдения указывают на то, что дети, которые растут в более стимулирующей среде, где есть возможность обучения, показывают более высокие уровни умственных способностей. Определенные воспитательные практики и образовательные вмешательства могут действительно увеличивать интеллектуальные возможности ребенка.
🔸Оцениваем взаимосвязь: и природа, и воспитание играют роль
Исследования показывают, что наш интеллект является продуктом взаимодействия генетики и окружающей среды. Один и тот же генотип может проявляться по-разному в зависимости от окружения, это явление именуется эпигенетикой.
Наши гены предоставляют мозгу «модель», которую затем «строит» окружающая среда. Факторы среды, такие как образование и взаимодействие с близкими людьми, могут активировать или деактивировать определенные гены, влияющие на развитие интеллекта.
🔸К какой позиции пришёл лично я
В попытках проанализировать людей, которые окружали меня с детства, и чьё становление я наблюдал долгими школьными годами, я не смог прийти к однозначному выводу. Я видел детей, которые не поддавались никакому обучению в той же среде, в которой на первый взгляд, точно такие же по своему интеллектуальному развитию дети, развивались и преуспевали в обучении. Наравне с этим я наблюдал, как выдающиеся с ранних лет дети теряли всё своё преимущество над сверстниками с течением времени при равных условиях. Безусловно, я отдаю себе отчёт в том, что моё школьное окружение – не самая репрезентативная выборка, но проследить преимущественное влияние на интеллект одного из обсуждаемых факторов я не смог.
Я долго копался в материалах на эту тему, и судя по многочисленным исследованиям и метаанализам, генетическая составляющая всё же оказывает более существенное влияние на развитие интеллекта, нежели воспитание или другие факторы среды.
Стоит отметить, что все люди разные: кто-то генетически предрасположен иметь высокий IQ, в то время как другие могут преуспеть благодаря стимулирующей обучающей среде. Но если приходится выбрать, я бы склонился в сторону геномики, не отрицая при этом важности влияния внешних условий.
🔸Итог: симбиоз природы и воспитания
Таким образом, мы не можем однозначно заявить, что один фактор влияет на интеллект больше другого. Скорее, природа и воспитание — это динамичные, взаимодействующие влияния, которые формируют наш интеллект в течение всей жизни. Гены обуславливают наши потенциальные способности, но это именно воспитание превращает потенциал в реальность. Мы — продукт своих генов, но также мы и продукт своего окружения и опыта. Воедино природа и воспитание создают уникальное сочетание, которое определяет кто мы есть и как мы думаем.
Что вы думаете по этому поводу?
Влияние какого фактора на развитие интеллекта лично вы оцениваете выше?
Буду рад развернутым комментариям и диалогу.
👍Ставьте лайк, если статья понравилась. Подпишитесь на канал и оставьте комментарий. Давайте изучать психологию и становиться лучше вместе.