Найти тему

Свет модерна: что такое стеклянные кирпичи Фальконье и где их можно увидеть сегодня?

Оглавление

Конец 19-ого – начало 20-ого века не зря называют целой эпохой. В литературоведении это – Серебряный век, в искусстве и моде – модерн. Особое время это было и для архитектуры. Построенные в это время дома, усадьбы и даже общественные заведения объединяют общие принципы строительства и художественные элементы, один из которых – изменивший механизм освещения зданий и начавший в нашей стране новую архитектурную моду – и стал героем нашего сегодняшнего разбора.

Итак, знакомьтесь – стеклянный кирпич Фальконье. Непременный атрибут модернисткой архитектуры, привлекающий внимание красотой и эстетичностью форм, превратившийся с течением времени и изменением политического строя в вездесущий советский стеклоблок. О зарождении, пике популярности, забытьи и новом рождении этого уникального предмета отделки расскажем в сегодняшней статье.

-2

Есть в русском языке слова – произошедшие зачастую от французских фамилий – произнося которые, думаешь первым делом не о человеке, а о конкретной вещи. Оливье, Фаберже, Фальконье… Названные в честь своего создателя, знаменитые стеклянные кирпичи так и вошли в наш обиход под этим именем, но стоит рассказать и про самого месье Гюстава.

Гюстав Фальконье
Гюстав Фальконье

Вопреки звучанию фамилии Фальконье был не французом, а швейцарцем, уроженцем города Ньон. (Кстати, не стоит путать его с Фальконе – французом и автором «Медного всадника» в Петербурге). Гюстав Фальконье интересовался искусством, учился в Мюнхене и Париже, но вернулся в родной город, где открыл архитектурное бюро. Но привлекало его, похоже, не столько проектирование и возведение зданий, сколько строительные изобретения – на его имя зарегистрированы патенты облегченной кладки стен, железобетонных полов и, конечно, главного изобретения его жизни – фигурных кирпичей из выдувного стекла.

Стеклянные кирпичи или стеклоблоки были и до него, но сделать их красивыми, удобными и практичными в использовании, а также востребованными смог лишь Фальконье. На Всемирной выставке 1893-его года, которая проходила в Чикаго, весь павильон родной архитектору Швейцарии был сделан из его новых кирпичей. Так об их устойчивости и эстетичности узнал весь мир и на создания Фальконье началась повальная мода.

Но чем же были так хороши эти стеклянные кирпичи?

-4
  • Во-первых, они хорошо пропускали свет, но при этом скрывали то, что происходит внутри помещения. Так удавалось избегать неловкого взгляда окна в окна и защищать приватность жильцов, причем как от случайных прохожих, так и от любознательной прислуги.
  • Во-вторых, кирпичи делали цветными и изогнутыми, так что все помещение наполнялось изысканной и столь ценной во время расцвета импрессионизма игрой естественного света.
  • В-третьих, они сохраняли тепло и обладали хорошей звукоизоляцией.

Фальконье в России

Через несколько лет после триумфальной для кирпичей чикагской выставки создания Фальконье добрались и до России. Период с 1900 по 1900-ые годы стал расцветом популярности этого материала. Стеклянную кладку использовали для внешнего и внутреннего оформления, создания перегородок, куполов и перекрытий. Ими оформляли наружные и внутренние окна, лестницы, оранжереи и зимние сады. Собранные вместе, они выглядели как полупрозрачные соты. Такой эффект легкости и прозрачности получался из-за того, что внутри кирпича был вакуум, достижимый лишь при ручной работе - выдувании стекла в специальную форму. Это была еще одна причина популярности Фальконье.

Кирпичи фальконье производства Российской империи. Архив Никиты Андреева
Кирпичи фальконье производства Российской империи. Архив Никиты Андреева
Фирменная печать. Архив Никиты Андреева
Фирменная печать. Архив Никиты Андреева

Стоили такие кирпичи недешево: журнал «Строитель» за 1895-ый год называет цену в 25 рублей за 100 штук произведений Фальконье (для сравнения 16 килограмм пшена стоило 50 копеек). Делали такие кирпичи, кстати, и в России – фабрики располагались в Москве, Саратовской и Владимирской губерниях.

Кирпичи Фальконье были так популярны, что к началу 20-ого века чуть ли не каждый третий доходный дом в Петербурге имел окна или внутреннее оформление с этими элементами. Сейчас таких мест стало, конечно, меньше, но и сегодня увидеть отделку с Фальконье можно в Саввинском подворье, усадьбе Латышевых-Бахрушиных в Москве, храме при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, доме фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге, Николаевском морском госпитале в Кронштадте, а также на нескольких церквях. А в усадьбе Бардыгиной в Москве, где ныне располагается посольство Индии, с помощью стеклянных кирпичей Фальконье даже сделан купольный потолок.

Стеклянные кирпичи фальконье в оформлении храма. Внимание на окна первого этажа
Стеклянные кирпичи фальконье в оформлении храма. Внимание на окна первого этажа

Популярность Фальконье в России оставила свой след. Всего существует 16 видов кирпичей, которые различаются формами и рисунком. Самым сложным считается вот такой в виде балясины или штофа.

-8

Однако самый распространенный и созданный специально для России – это такой шестиугольный вытянутый кирпич с узором в виде звездочки или паутинки. Именно такие фальконье можно увидеть сейчас на большинстве сохранившихся фасадов.

Судьба легенды

Автор фотографии - Юлия Тарабарина для Архи.ру
Автор фотографии - Юлия Тарабарина для Архи.ру

В 1913-ом году Гюстав Фальконье умер, а наследники то ли не стали, то ли не смогли продлить патентную лицензию. Однако, кирпичи еще как-то производили до 1930-ых, после чего их вытеснили более привычные нам сегодняшним стеклоблоки.

-10

Они были дешевле, так как вместо ручного труда квалифицированного рабочего для их создания требовалась лишь жидкая основа и форма. Более удобны в использовании, так как делали их преимущественно квадратными – практично и универсально. Но мода на освещаемые стеклянными кирпичами пространства, полные изысканных бликов, не прошла – отныне каждое советское министерство, ведомство, а позже и вполне повседневные здания типа больниц и школ стали иметь в своей внешней или внутренней архитектуре стеклоблочные элементы. Вы наверняка видели и в фильмах, и в жизни.

Возрождение

Так со временем более простые и универсальные стеклоблоки вытеснили сложный и элегантный фальконье и технология была утрачена. Новый виток интереса к кирпичам из стекла начался совсем недавно. На родине архитектора прошла выставка его работ, посетителями которой стали искусствоведы и сотрудники Музея архитектуры. Оказалось, что производство фальконье вполне возможно возродить и не просто возродить, но и вывести на реставрационный уровень, то есть использовать результаты при восполнении утраченных частей исторических окон и панно.

Мастерская по возрождению кирпичей фальконье делает заказ для Музея архитектуры
Мастерская по возрождению кирпичей фальконье делает заказ для Музея архитектуры

Сейчас в России есть единственная мастерская, которая делает кирпичи фальконье максимально приближенные к аутентичным образцам, и у нее уже есть истории успеха. Энтузиастам удалось восстановить перегородку между парадной и служебной лестницами в доходном доме Я. А. Бабушкина в Москве, фасадные окна в доходном доме А. И. Ерошенко в Петербурге и в доме крестьянки Прасковьи Шелухиной в Нижнем Новгороде. А в Музее архитектуры в 2023-ем году прошла выставка, посвященная феномену кирпичей Фальконье, где можно увидеть как исторические, так и воссозданные уже сегодня модели.

А вы знали о кирпичах Фальконье или, может быть, видели их на исторических зданиях? Расскажите в комментариях!

-12

Ставьте лайк, если было интересно и подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше об истории и архитектуре.