Конец 19-ого – начало 20-ого века не зря называют целой эпохой. В литературоведении это – Серебряный век, в искусстве и моде – модерн. Особое время это было и для архитектуры. Построенные в это время дома, усадьбы и даже общественные заведения объединяют общие принципы строительства и художественные элементы, один из которых – изменивший механизм освещения зданий и начавший в нашей стране новую архитектурную моду – и стал героем нашего сегодняшнего разбора.
Итак, знакомьтесь – стеклянный кирпич Фальконье. Непременный атрибут модернисткой архитектуры, привлекающий внимание красотой и эстетичностью форм, превратившийся с течением времени и изменением политического строя в вездесущий советский стеклоблок. О зарождении, пике популярности, забытьи и новом рождении этого уникального предмета отделки расскажем в сегодняшней статье.
Есть в русском языке слова – произошедшие зачастую от французских фамилий – произнося которые, думаешь первым делом не о человеке, а о конкретной вещи. Оливье, Фаберже, Фальконье… Названные в честь своего создателя, знаменитые стеклянные кирпичи так и вошли в наш обиход под этим именем, но стоит рассказать и про самого месье Гюстава.
Вопреки звучанию фамилии Фальконье был не французом, а швейцарцем, уроженцем города Ньон. (Кстати, не стоит путать его с Фальконе – французом и автором «Медного всадника» в Петербурге). Гюстав Фальконье интересовался искусством, учился в Мюнхене и Париже, но вернулся в родной город, где открыл архитектурное бюро. Но привлекало его, похоже, не столько проектирование и возведение зданий, сколько строительные изобретения – на его имя зарегистрированы патенты облегченной кладки стен, железобетонных полов и, конечно, главного изобретения его жизни – фигурных кирпичей из выдувного стекла.
Стеклянные кирпичи или стеклоблоки были и до него, но сделать их красивыми, удобными и практичными в использовании, а также востребованными смог лишь Фальконье. На Всемирной выставке 1893-его года, которая проходила в Чикаго, весь павильон родной архитектору Швейцарии был сделан из его новых кирпичей. Так об их устойчивости и эстетичности узнал весь мир и на создания Фальконье началась повальная мода.
Но чем же были так хороши эти стеклянные кирпичи?
- Во-первых, они хорошо пропускали свет, но при этом скрывали то, что происходит внутри помещения. Так удавалось избегать неловкого взгляда окна в окна и защищать приватность жильцов, причем как от случайных прохожих, так и от любознательной прислуги.
- Во-вторых, кирпичи делали цветными и изогнутыми, так что все помещение наполнялось изысканной и столь ценной во время расцвета импрессионизма игрой естественного света.
- В-третьих, они сохраняли тепло и обладали хорошей звукоизоляцией.
Фальконье в России
Через несколько лет после триумфальной для кирпичей чикагской выставки создания Фальконье добрались и до России. Период с 1900 по 1900-ые годы стал расцветом популярности этого материала. Стеклянную кладку использовали для внешнего и внутреннего оформления, создания перегородок, куполов и перекрытий. Ими оформляли наружные и внутренние окна, лестницы, оранжереи и зимние сады. Собранные вместе, они выглядели как полупрозрачные соты. Такой эффект легкости и прозрачности получался из-за того, что внутри кирпича был вакуум, достижимый лишь при ручной работе - выдувании стекла в специальную форму. Это была еще одна причина популярности Фальконье.
Стоили такие кирпичи недешево: журнал «Строитель» за 1895-ый год называет цену в 25 рублей за 100 штук произведений Фальконье (для сравнения 16 килограмм пшена стоило 50 копеек). Делали такие кирпичи, кстати, и в России – фабрики располагались в Москве, Саратовской и Владимирской губерниях.
Кирпичи Фальконье были так популярны, что к началу 20-ого века чуть ли не каждый третий доходный дом в Петербурге имел окна или внутреннее оформление с этими элементами. Сейчас таких мест стало, конечно, меньше, но и сегодня увидеть отделку с Фальконье можно в Саввинском подворье, усадьбе Латышевых-Бахрушиных в Москве, храме при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, доме фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге, Николаевском морском госпитале в Кронштадте, а также на нескольких церквях. А в усадьбе Бардыгиной в Москве, где ныне располагается посольство Индии, с помощью стеклянных кирпичей Фальконье даже сделан купольный потолок.
Популярность Фальконье в России оставила свой след. Всего существует 16 видов кирпичей, которые различаются формами и рисунком. Самым сложным считается вот такой в виде балясины или штофа.
Однако самый распространенный и созданный специально для России – это такой шестиугольный вытянутый кирпич с узором в виде звездочки или паутинки. Именно такие фальконье можно увидеть сейчас на большинстве сохранившихся фасадов.
Судьба легенды
В 1913-ом году Гюстав Фальконье умер, а наследники то ли не стали, то ли не смогли продлить патентную лицензию. Однако, кирпичи еще как-то производили до 1930-ых, после чего их вытеснили более привычные нам сегодняшним стеклоблоки.
Они были дешевле, так как вместо ручного труда квалифицированного рабочего для их создания требовалась лишь жидкая основа и форма. Более удобны в использовании, так как делали их преимущественно квадратными – практично и универсально. Но мода на освещаемые стеклянными кирпичами пространства, полные изысканных бликов, не прошла – отныне каждое советское министерство, ведомство, а позже и вполне повседневные здания типа больниц и школ стали иметь в своей внешней или внутренней архитектуре стеклоблочные элементы. Вы наверняка видели и в фильмах, и в жизни.
Возрождение
Так со временем более простые и универсальные стеклоблоки вытеснили сложный и элегантный фальконье и технология была утрачена. Новый виток интереса к кирпичам из стекла начался совсем недавно. На родине архитектора прошла выставка его работ, посетителями которой стали искусствоведы и сотрудники Музея архитектуры. Оказалось, что производство фальконье вполне возможно возродить и не просто возродить, но и вывести на реставрационный уровень, то есть использовать результаты при восполнении утраченных частей исторических окон и панно.
Сейчас в России есть единственная мастерская, которая делает кирпичи фальконье максимально приближенные к аутентичным образцам, и у нее уже есть истории успеха. Энтузиастам удалось восстановить перегородку между парадной и служебной лестницами в доходном доме Я. А. Бабушкина в Москве, фасадные окна в доходном доме А. И. Ерошенко в Петербурге и в доме крестьянки Прасковьи Шелухиной в Нижнем Новгороде. А в Музее архитектуры в 2023-ем году прошла выставка, посвященная феномену кирпичей Фальконье, где можно увидеть как исторические, так и воссозданные уже сегодня модели.