Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Звезда пленительного счастья»… Почему у героинь костюмы разного стиля?

Если смотреть фильм и обращать внимание на костюмы, то можно заметить, что не наблюдается стилистического единства платьев и причесок. Кто-то одет в платья с высокими талиями, кто-то – с талиями на своем естественном месте…

А у многих нарядов Полины Гебль талия находится между местом под грудью и естественной талией. Завышенная, но не высокая. Не ампирная, говоря по-простому.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Полина Гебль.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Полина Гебль.

Так в то время и было. Ведь с 1822 по 1826 год формировался новый модный стиль – бидермейер, сменивший поздний ампир.

Я писала о том, какой была мода в 1822-1824-м годах и в 1825-м:

Женская мода времён южной ссылки Пушкина.

Женская мода во времена восстания декабристов.

Но посмотрим на платья героинь.

В облике княгини Трубецкой на балу нет намека на стиль бидермейер. Эта сцена – наверное, воспоминания о тех временах, когда до восстания ещё было далеко.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья». Трубецкие на балу.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья». Трубецкие на балу.

Прелестное вечернее платье Марии Волконской... Как жаль, что оно показано мельком! Его можно рассмотреть лишь за те две секунды, когда Мария лежит на снегу.

Это платье имеет завышенную (но не ампирную) талию, модную в период «1822- 1825» (как я понимаю, здесь – январь 1825 года).

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Мария Волконская.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Мария Волконская.

Причёска у Марии не совсем в стиле бидермейер. Локоны не собраны у висков в плотные пучки локонов, а вьются свободно. Примерно то самое, что на одном портрете того времени:

Неизвестный русский художник. Портрет Натальи Павловны Строгановой, начало 1820-х.
Неизвестный русский художник. Портрет Натальи Павловны Строгановой, начало 1820-х.

Второй прелестный наряд – сиреневое платье Полины. Его в фильме, слава Богу, можно рассмотреть.

Лето 1825 года… Талия ещё заметно завышена. В новом осенне-зимнем сезоне она станет ниже.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Анненков и Полина.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Анненков и Полина.

Ниже - платье из музея с такой же отделкой лифа.

А лифы женских нарядов уже в большинстве случаев не были гладкими, как в период ампира. Их украшали различными складками ткани, полосками атласной ткани (бие), отделывали тесьмой или шнуром.

Дневное платье, 1822 год, США.
Дневное платье, 1822 год, США.

У музейного платья рукава с «фонариками» вверху. К концу 1820-х они выйдут из моды, их вытеснит рукав «жиго».

У платья сиреневого Полины – как раз рукав «жиго». Он – умеренно пышный на плечах. Пышные рукава «жиго» появятся после 1825 года.

На голове Полины – прелестная небольшая шляпка. Такие «мушкетерские» шляпки были модны в 1820-х наравне с капорами. Иногда их не завязывали под подбородком. После 1825 года поля шляп станут шире, и тогда уж завязывать придётся.

Наряд для прогулок, 1825 год.
Наряд для прогулок, 1825 год.

А здесь у Полины интересный капор. Его поля расширяются книзу, а тулья высоко на макушке.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год.

Мне удалось найти лишь один портрет, где у дамы капор такой формы.

Здесь на платье – простой отложной воротничок. На портретах такие редко встречаются, больше – кружевные.

Christian Albrecht Jensen. Portrait of Birgitte Sobotker, 1826 год.
Christian Albrecht Jensen. Portrait of Birgitte Sobotker, 1826 год.

Тёплый капор княгини Трубецкой совсем другой формы - более популярной. Он подбит изнутри атласом, собранным в мелкие складки.

  • В то время капоры почти всегда украшали перьями. Редко встретишь капор, отделанный лишь цветами да лентами.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Княгиня Трубецкая.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Княгиня Трубецкая.

В имении матушки Анненкова ещё царит ампир (своенравной барыне явно новая мода не нравилась). И Полину обряжают а старомодное ампирное платье, которое смотрится нелепо в сочетании с прической нового стиля.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год.

А вот она в своём, тёмно-зелёном бархатном платье. Причёска в стиле бидермейер из волосяных бантов на макушке.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Полина в бархатном платье.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», 1975 год. Полина в бархатном платье.

На фото – нарядное дневное платье, которое могли носить в 1825 – 1828 годах. Умеренно пышные рукава «жиго», не очень широкая юбка с интересной отделкой, талия едва заметно завышена.

Нарядное дневное платье, около 1826 года.
Нарядное дневное платье, около 1826 года.

А вот и причёска, похожая на причёску Полины:

А. Греведон. Портрет актрисы Луизы Депрео, 1830 год.
А. Греведон. Портрет актрисы Луизы Депрео, 1830 год.

На мой взгляд, костюмы в этом фильме прекрасны. Они отражают моду разных периодов 1820-х. Плюс к тому, каждый наряд несёт смысловую нагрузку: отражает характер героини, её настроение в какой-то момент.

Одно плохо – фильм слишком динамичный, «картинки» очень быстро меняются, всё куда-то несётся....

Я прочла мнение, с которым не могу не согласиться: не следовало делать такой фильм двухсерийным, нужно было три, а то и пять серий.

Художником по костюмам этого фильма была Наталья Борисовна Васильева. О ней есть статья в википедии.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», Трубецкая встречается с императором (лето 1826 года).
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья», Трубецкая встречается с императором (лето 1826 года).

Интересные факты о женских шляпах пушкинской поры.

«Где будем талию делать?» Мода 1820-х. Уже давно не ампир, а талии завышены.

#кино#искусство#женщины#мода#стиль