Поэт провёл в южной ссылке четыре года, с весны 1820 по июль 1824. Это был самый романтический период его жизни, богатый творческими открытиями, интересными знакомствами и, конечно, романами с дамами.
Мария Волконская, Аглая Давыдова, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Каролина Собаньская, Амалия Ризнич – вот они, прекрасные музы поэта того периода.
Как могли выглядеть эти женщины? Как они одевались, причёсывались?
До нас дошло несколько их портретов, написанных в те годы. Посмотрим на них (а также на портреты других дам) с точки зрения истории моды.
А в женской моде тех лет происходили серьёзные изменения. Мода периода ампира менялась на моду бидермейера (1822-1836).
Талии женских платьев, находившиеся целую четверть века под грудью, как в фильме «Война и мир», стали опускаться на свои естественные места. Но не опустились полностью, а… застряли на середине между местом под грудью и талией! Как на этом портрете:
Произошло это в 1822 году. И только в конце 1825 года пояса женских платьев опустятся на талию.
Но прежде, чем начала опускаться линия талии, изменились причёски. Появились пучки и гроздья локонов на висках – типичная особенность причёски эпохи бидермейера.
Платья приобрели оригинальную отделку – аппликации в виде шёлковых жгутов на лифе. Вошли в моду объёмные береты, тюрбаны с пышными перьями. И шляпы! В период ампира шляп не было, были только капоры.
Не только сами платья теперь покрывали тюлем, но и появился тюлевый рукав, который будет очень популярен в последующее десятилетие:
А за ним появился и рукав «жиго» (от французского слова "окорок"), широкий на плечах и сужающийся к запястью.
На втором портрете Марии Раевской локоны более тугие и пышные, у платья - рукав "жиго" из прозрачной ткани поверх короткого рукава из более плотной ткани. Очевидно, Мария внимательно следила за модой.
Причёски стали обильно украшать цветами:
Появились платья вот с таким интересным оформлением лифа. Да, это уже совсем не ампир, не «греческая простота»!
Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой в платье из ярко-синего бархата можно назвать уникальным. Такого чудесного платья, такой замысловатой причёски не встретишь на портретах тех лет. Но ведь и сама Елизавета Ксаверьевна была уникальной женщиной, иначе Пушкин не был бы так очарован ею.
И наконец, талия начала опускаться на место, среднее между местом под грудью и естественной талией.
Вот как это выглядит на модных гравюрах:
И ещё один женский портрет раннего бидермейера:
Другие мои статьи близкой тематики:
Женская мода времён южной ссылки Пушкина. Часть 2.
Причудливые береты пушкинской поры.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!