Найти тему
Модная лавка 19 века

Женская мода времён южной ссылки Пушкина. Часть 1

Поэт провёл в южной ссылке четыре года, с весны 1820 по июль 1824. Это был самый романтический период его жизни, богатый творческими открытиями, интересными знакомствами и, конечно, романами с дамами.

Мария Волконская, Аглая Давыдова, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Каролина Собаньская, Амалия Ризнич – вот они, прекрасные музы поэта того периода.

Как могли выглядеть эти женщины? Как они одевались, причёсывались?

До нас дошло несколько их портретов, написанных в те годы. Посмотрим на них (а также на портреты других дам) с точки зрения истории моды.

А в женской моде тех лет происходили серьёзные изменения. Мода периода ампира менялась на моду бидермейера (1822-1836).

Талии женских платьев, находившиеся целую четверть века под грудью, как в фильме «Война и мир», стали опускаться на свои естественные места. Но не опустились полностью, а… застряли на середине между местом под грудью и талией! Как на этом портрете:

Йозеф Штилер. Портрет Амалии Августы Баварской, 1823 год
Йозеф Штилер. Портрет Амалии Августы Баварской, 1823 год

Произошло это в 1822 году. И только в конце 1825 года пояса женских платьев опустятся на талию.

Но прежде, чем начала опускаться линия талии, изменились причёски. Появились пучки и гроздья локонов на висках – типичная особенность причёски эпохи бидермейера.

Портрет Марии Раевской, начало 1820-х. Художник неизвестен
Портрет Марии Раевской, начало 1820-х. Художник неизвестен
Alexandre J. Dubois Drahone. Портрет Amélie Du Bois, 1821 год
Alexandre J. Dubois Drahone. Портрет Amélie Du Bois, 1821 год

Платья приобрели оригинальную отделку – аппликации в виде шёлковых жгутов на лифе. Вошли в моду объёмные береты, тюрбаны с пышными перьями. И шляпы! В период ампира шляп не было, были только капоры.

Йозеф Томинц. Портрет графини Цецилии Аверсберг, около 1823 года
Йозеф Томинц. Портрет графини Цецилии Аверсберг, около 1823 года
Ignace Brice. Потрет дамы в шляпе из перьев, 1822 - 1823 год
Ignace Brice. Потрет дамы в шляпе из перьев, 1822 - 1823 год

Не только сами платья теперь покрывали тюлем, но и появился тюлевый рукав, который будет очень популярен в последующее десятилетие:

William Beechey. The Duchess of Kent and Princess Victoria, 1821 год
William Beechey. The Duchess of Kent and Princess Victoria, 1821 год

А за ним появился и рукав «жиго» (от французского слова "окорок"), широкий на плечах и сужающийся к запястью.

На втором портрете Марии Раевской локоны более тугие и пышные, у платья - рукав "жиго" из прозрачной ткани поверх короткого рукава из более плотной ткани. Очевидно, Мария внимательно следила за модой.

Портрет Марии Раевской, 1824 год. Художник неизвестен
Портрет Марии Раевской, 1824 год. Художник неизвестен

Причёски стали обильно украшать цветами:

Фредерик Милле. Потрет Елизаветы Ксаверьвны Воронцовой, 1822 год
Фредерик Милле. Потрет Елизаветы Ксаверьвны Воронцовой, 1822 год
Портрет княгини Авдотьи Ивановны Голицыной, начало 1820-х. В эту интересную женщину Пушкин был одно время влюблён.
Портрет княгини Авдотьи Ивановны Голицыной, начало 1820-х. В эту интересную женщину Пушкин был одно время влюблён.

Появились платья вот с таким интересным оформлением лифа. Да, это уже совсем не ампир, не «греческая простота»!

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой в платье из ярко-синего бархата можно назвать уникальным. Такого чудесного платья, такой замысловатой причёски не встретишь на портретах тех лет. Но ведь и сама Елизавета Ксаверьевна была уникальной женщиной, иначе Пушкин не был бы так очарован ею.

Мария-Виктория Жакето. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, начало 1820-х
Мария-Виктория Жакето. Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, начало 1820-х

И наконец, талия начала опускаться на место, среднее между местом под грудью и естественной талией.

Вот как это выглядит на модных гравюрах:

Модная гравюра, 1823 год
Модная гравюра, 1823 год
Модная гравюра, 1824 год
Модная гравюра, 1824 год

И ещё один женский портрет раннего бидермейера:

Софи Шерадам. Портрет Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила, брата Николая Первого, 1824 год.
Софи Шерадам. Портрет Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила, брата Николая Первого, 1824 год.

Другие мои статьи близкой тематики:

Женская мода времён южной ссылки Пушкина. Часть 2.

Причудливые береты пушкинской поры.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!