"Талантливый мистер Рипли" (1999)
Если Том Рипли в чем-то и талантлив, так это в умении втираться в доверие и водить других людей за нос. Если вы смотрели этот фильм, то уже знаете, что всё закончилось не очень хорошо, и дело дошло до криминала. Но если оставить в стороне эти жестокие игры и посмотреть на то, с чего Том начинал, мы увидим простые приемы, основанные на знании закономерностей общения. Кто-то эти закономерности изучает целенаправленно, кто-то открывает их для себя интуитивно – так или иначе они действительно работают.
В начале фильма Том – малоперспективный и ничего из себя не представляющий молодой человек, мечтающий куда-нибудь и желательно за счет кого-нибудь пробиться.
Случайно Том знакомится с одним из богатейших людей в Америке середины 20 века, и тот предлагает ему выгодное дело: поехать в Италию и за хорошее вознаграждение вернуть в Америку его непутевого сына Дики. От такого предложения Тому не хочется отказываться.
В Италии он знакомится с Дики Гринлифом и втирается к нему в доверие. У мистера Рипли много приемов и навыков для таких дел, посмотрим на три из них – они хорошо себя зарекомендовали и в обычной жизни, вне киношных интриг.
Честность – лучшая политика (английская пословица)
А британский ученый и политик Джон Леббок сформулировал это иначе:
"Честность – лучший и в тоже время самый оправданный образ действий".
Правда, хороший манипулятор знает, что и честность, и иллюзия честности работают зачастую одинаково, так что впору вспомнить еще один прекрасный афоризм:
В жизни главное – искренность. Научитесь изображать ее, и успех обеспечен (Жан Жироду).
Том Рипли хорошо понимает, как пользоваться честностью в своих интересах.
– У всех есть какой-то талант. Что умеешь ты? – спрашивает его Дики.
– Подделывать подписи, обманывать, выдавать себя за кого угодно, – "бесхитростно" отвечает Том.
– Это три. У всех не больше одного таланта. Так, хорошо. Прикинься.
– Сейчас?
– Да.
– "У моего сына единственный талант тратить мои деньги"... – Том изображает отца Дики.
– Хватит, это чересчур! У меня уже волосы встали дыбом!
Сначала Дики и его невесту такая пародия забавляет, но затем Том делает рискованный ход:
– "Как насчет того, чтобы поехать в Италию, Том, и привезти его домой? Я тебе заплачу. Ты поедешь в Италию и убедишь моего сына вернуться. Я заплачу тысячу долларов".
Итак, Том раскрывает сразу все карты (ну, по крайней мере, делает вид, что он их раскрывает) и рассказывает Дики о том, как Гринлиф-старший его нанял и зачем он на самом деле сейчас в Италии, рядом с Дики. Как думаете, после такой исповеди Дики будет доверять Тому? А как же. Хитрецы давно знают: хочешь, чтобы тебе верили и доверяли, раскрой тайну, поделись секретом, сделай признание – ровно такое, какого будет достаточно, чтобы отвлечь человека от чего-то более важного и значимого.
Хочешь нажить врага – покажи, что ты превосходишь человека. Хочешь обрести друга – покажи, что он превосходит тебя.
Еще одна афористически оформленная мудрость, авторство которой затерялось в моей памяти. Но главное – смысл, а с ним я согласна. Нравится мне это или нет, но это работает с точки зрения построения коммуникаций.
Том постоянно подчеркивает превосходство Дики над собой (собственно, здесь даже стараться не надо), не стесняется выставить себя смешным или нелепым, спокойно и терпеливо относится к насмешкам. Том явно перегибает в этом палку, но сам принцип от этого хуже не становится: чувствуя свое превосходство, мнимое или реальное, люди нередко теряют бдительность и заглатывают крючок манипуляций.
"Свой" значит "такой же"
Дики решительно настроен против намерения отца вернуть его в Америку, а потому советует Тому вернуться ни с чем. Том приходит в дом к Дики, чтобы попрощаться с ним и его невестой и "случайно" роняет пластинки с джазом, настоящей любовью Дики. Тот отреагировал незамедлительно:
– Эй, ты любишь джаз?
– Я... обожаю джаз!
Затем Том непринужденно произносит несколько имен джазовых музыкантов (к этой части он подготовился тщательно), выдает "собственное мнение", которое гарантировано будет одобрено Дики, и получает от последнего приглашение на яхту. И вот уже Том никуда не едет, а остается в Италии в качестве товарища Дики.
В реальности, конечно, вот прямо так откровенно это срабатывает редко, и я не особо верю в то, что манипуляции можно просчитать настолько, как любят показывать в кино, но опять же сам принцип рабочий. Если человек видит, что у него есть нечто общее и значимое для него с кем-то другим, он подсознательно начинает воспринимать его как "своего", и уровень доверия повышается.
Мистеру Рипли действительно удалось втереться в доверие к Дики Гринлифу. И это доверие он заслужил, в частности, постаравшись произвести определенное впечатление:
- я так же, как и ты, люблю джаз (принцип схожести),
- я говорю правду, я честный, значит, мне можно доверять (принцип честности),
- я восхищаюсь тобой и хочу быть рядом с тобой, хотя бы в твоей тени (принцип признанного превосходства).
Бывает, что те же самые пункты являются не результатом продуманной, осознанной манипуляции, а естественными и спонтанными результатами взаимоотношений. Как правило, и в этом случае доверия между партнерами по общению становится больше. А вот оправдывается ли оно – другой вопрос.