Найти в Дзене
КиноПсихолог

Три приёма от талантливого мистера Рипли, чтобы втереться в доверие к кому угодно

Оглавление

"Талантливый мистер Рипли" (1999)

Если Том Рипли в чем-то и талантлив, так это в умении втираться в доверие и водить других людей за нос. Если вы смотрели этот фильм, то уже знаете, что всё закончилось не очень хорошо, и дело дошло до криминала. Но если оставить в стороне эти жестокие игры и посмотреть на то, с чего Том начинал, мы увидим простые приемы, основанные на знании закономерностей общения. Кто-то эти закономерности изучает целенаправленно, кто-то открывает их для себя интуитивно – так или иначе они действительно работают.

В начале фильма Том – малоперспективный и ничего из себя не представляющий молодой человек, мечтающий куда-нибудь и желательно за счет кого-нибудь пробиться.

Случайно Том знакомится с одним из богатейших людей в Америке середины 20 века, и тот предлагает ему выгодное дело: поехать в Италию и за хорошее вознаграждение вернуть в Америку его непутевого сына Дики. От такого предложения Тому не хочется отказываться.

"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма. Герберт Гринлиф, отец Дики.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма. Герберт Гринлиф, отец Дики.

В Италии он знакомится с Дики Гринлифом и втирается к нему в доверие. У мистера Рипли много приемов и навыков для таких дел, посмотрим на три из них – они хорошо себя зарекомендовали и в обычной жизни, вне киношных интриг.

Честность – лучшая политика (английская пословица)

А британский ученый и политик Джон Леббок сформулировал это иначе:

"Честность – лучший и в тоже время самый оправданный образ действий".

Правда, хороший манипулятор знает, что и честность, и иллюзия честности работают зачастую одинаково, так что впору вспомнить еще один прекрасный афоризм:

В жизни главное – искренность. Научитесь изображать ее, и успех обеспечен (Жан Жироду).
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.

Том Рипли хорошо понимает, как пользоваться честностью в своих интересах.

– У всех есть какой-то талант. Что умеешь ты? – спрашивает его Дики.
– Подделывать подписи, обманывать, выдавать себя за кого угодно, – "бесхитростно" отвечает Том.
– Это три. У всех не больше одного таланта. Так, хорошо. Прикинься.
– Сейчас?
– Да.
– "У моего сына единственный талант тратить мои деньги"... – Том изображает отца Дики.
– Хватит, это чересчур! У меня уже волосы встали дыбом!
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма. Том Рипли.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма. Том Рипли.

Сначала Дики и его невесту такая пародия забавляет, но затем Том делает рискованный ход:

– "Как насчет того, чтобы поехать в Италию, Том, и привезти его домой? Я тебе заплачу. Ты поедешь в Италию и убедишь моего сына вернуться. Я заплачу тысячу долларов".

Итак, Том раскрывает сразу все карты (ну, по крайней мере, делает вид, что он их раскрывает) и рассказывает Дики о том, как Гринлиф-старший его нанял и зачем он на самом деле сейчас в Италии, рядом с Дики. Как думаете, после такой исповеди Дики будет доверять Тому? А как же. Хитрецы давно знают: хочешь, чтобы тебе верили и доверяли, раскрой тайну, поделись секретом, сделай признание – ровно такое, какого будет достаточно, чтобы отвлечь человека от чего-то более важного и значимого.

"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.

Хочешь нажить врага – покажи, что ты превосходишь человека. Хочешь обрести друга – покажи, что он превосходит тебя.

Еще одна афористически оформленная мудрость, авторство которой затерялось в моей памяти. Но главное – смысл, а с ним я согласна. Нравится мне это или нет, но это работает с точки зрения построения коммуникаций.

Том постоянно подчеркивает превосходство Дики над собой (собственно, здесь даже стараться не надо), не стесняется выставить себя смешным или нелепым, спокойно и терпеливо относится к насмешкам. Том явно перегибает в этом палку, но сам принцип от этого хуже не становится: чувствуя свое превосходство, мнимое или реальное, люди нередко теряют бдительность и заглатывают крючок манипуляций.

"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.

"Свой" значит "такой же"

Дики решительно настроен против намерения отца вернуть его в Америку, а потому советует Тому вернуться ни с чем. Том приходит в дом к Дики, чтобы попрощаться с ним и его невестой и "случайно" роняет пластинки с джазом, настоящей любовью Дики. Тот отреагировал незамедлительно:

– Эй, ты любишь джаз?
– Я... обожаю джаз!

Затем Том непринужденно произносит несколько имен джазовых музыкантов (к этой части он подготовился тщательно), выдает "собственное мнение", которое гарантировано будет одобрено Дики, и получает от последнего приглашение на яхту. И вот уже Том никуда не едет, а остается в Италии в качестве товарища Дики.

В реальности, конечно, вот прямо так откровенно это срабатывает редко, и я не особо верю в то, что манипуляции можно просчитать настолько, как любят показывать в кино, но опять же сам принцип рабочий. Если человек видит, что у него есть нечто общее и значимое для него с кем-то другим, он подсознательно начинает воспринимать его как "своего", и уровень доверия повышается.

"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.
"Талантливый мистер Рипли", кадр из фильма.

Мистеру Рипли действительно удалось втереться в доверие к Дики Гринлифу. И это доверие он заслужил, в частности, постаравшись произвести определенное впечатление:

  • я так же, как и ты, люблю джаз (принцип схожести),
  • я говорю правду, я честный, значит, мне можно доверять (принцип честности),
  • я восхищаюсь тобой и хочу быть рядом с тобой, хотя бы в твоей тени (принцип признанного превосходства).

Бывает, что те же самые пункты являются не результатом продуманной, осознанной манипуляции, а естественными и спонтанными результатами взаимоотношений. Как правило, и в этом случае доверия между партнерами по общению становится больше. А вот оправдывается ли оно – другой вопрос.