Найти тему
Москва. Было — стало

Советская Москва. Три станции метро

Чёрно-белая фотография сделана, вероятно, в 1936 году. Современный кадр — 87 лет спустя
Чёрно-белая фотография сделана, вероятно, в 1936 году. Современный кадр — 87 лет спустя

Станция метрополитена «Библиотека имени Ленина» распахнула свой вестибюль 15 мая 1935 года в составе первой очереди метрополитена. Проектировал Александр Иосифович Гонцкевич. Он же проектировал соседнюю станцию «Улица Коминтерна» (которая ныне «Александровский сад»). Это была его последняя работа, в феврале 1935 года, за три месяца до открытия метрополитена он скончался.

Спустя два года после открытия здесь был организован переход на соседнюю станцию. Кажется, самый первый переход в московском метро. На современном фото хорошо виден пешеходный мостик над путями в середине зала. Он появился в 1965 году.

Обратите внимание на пол станции. Он залит асфальтом. В 1960-е годы асфальт частично был заменён на гранитные плиты, при этом по краям ограничительной линии и по центру по-прежнему оставался асфальт. Окончательно асфальт был убран в 1980-е.

Современный кадр с той же точки 84 года спустя
Современный кадр с той же точки 84 года спустя

Аванзал станции метро «Киевская» в 1939 году. Здесь почти всё сохранилось с тех пор. Даже плафон уцелел. Исчезли разве что имя Лазаря Моисеевича Кагановича да название станции.

На чёрно-белой фотографии слева хорошо видна надпись БУФЕТ. Станция «Киевская» нынешней Филёвской линии будет открыта 20 марта 1937 года вместе со Смоленским метромостом. Архитектор вестибюля — 36-летний Дмитрий Николаевич Чечулин. Говорят, что он вдохновлялся итальянской архитектурой, которую хорошо знал. В середине 1930-х Чечулин, будучи слушателем Всесоюзной академии архитектуры, успел посетить многие европейские страны.

С 1953-го по 1958 год «Киевская» вместе с участком линии до станции «Калининская» (ныне «Александровский сад») была закрыта. Станция использовалась как склад. «Арбатская» была приспособлена для проведения выставок.

Станция метро «Охотный Ряд» в 1935 году. Нижний снимок — 87 лет спустя. Обе фотографии сделаны почти с одной точки
Станция метро «Охотный Ряд» в 1935 году. Нижний снимок — 87 лет спустя. Обе фотографии сделаны почти с одной точки

Это единственная станция, менявшая своё имя четыре раза. Открылась как «Охотный Ряд». В 1955 году стала имени Кагановича, затем снова «Охотный Ряд», в 1961 году — «Проспект Маркса», в 1990-м снова «Охотный Ряд».

Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Архитекторы — Дмитрий Николаевич Чечулин и Юрий Александрович Ревковский.

Одна из немногих станций, где было открыто отделение телеграфа — пассажиры могли отправить телеграмму. Ранее по оси центрального зала были размещены высокие и массивные торшеры. К сожалению, они были демонтированы, так как мешали людскому потоку.