Найти тему

Чем наши глаза отличаются от фотоаппарата?

Когда в школе нам пытаются объяснять работу человеческого глаза, то начинают сравнивать его с устройством цифровой фотокамеры. Посмотрите на рисунок. Действительно, хрусталик - это объектив, фокусирующий изображение окружающего мира на сетчатку, своего рода матрицу цифровой фотокамеры. Радужная оболочка с цилиарной мышцей - диафрагма в объективе, которая регулирует количество поступающего на сетчатку (матрицу) света. Наш глаз содержит цветовые рецепторы, в точности, как в матрице фотоаппарата. На этом, друзья, сходство заканчивается.
Оказывается, работа нашего глаза больше похожа на работу сканера. Нам кажется, что глаз видит окружающий мир очень четким, резким и в меру освещенным. На самом деле мы наиболее четко видим предметы очень малым участком сетчатки - так называемым "желтым пятном", в котором плотность палочек и колбочек - светочувствительных элементов глаза самая высокая.

На рисунке показаны зоны с различным разрешением изображения: 
4 – зона наивысшего разрешения в области 7 градусов;
3 – зона среднего разрешения в области 21 градуса;
2 – зона низкого цветного разрешения;
1 – область низкого разрешения с максимальной частотой обновления картинки.
На рисунке показаны зоны с различным разрешением изображения: 4 – зона наивысшего разрешения в области 7 градусов; 3 – зона среднего разрешения в области 21 градуса; 2 – зона низкого цветного разрешения; 1 – область низкого разрешения с максимальной частотой обновления картинки.

Наш глаз в процессе своей работы ищет границы разной освещенности и цвета с помощью быстрых и очень малых движений глаза - так называемого "треммора". Глаз не фотографирует изображение всего зрительного поля, а скользит по очень маленьким участкам, попадающих в область "желтого пятна", фиксируя очень четкое изображение малого участка.
Переключение взгляда с одного участка изображения на другой называется "саккадой". Во время перемещения взгляда наш глаз не передает сигналы в мозг, поэтому ничего не видит, и только механизмы кратковременной памяти сохраняют в мозгу часть картины на очень короткое время.
Переключаясь с одного участка сцены на другой, наш глаз считывает все изображение целиком, и нам кажется, что оно целостное, четкое и неподвижное относительно наших глаз. И самое большое отличие глаза от фотокамеры заключается в том, что обработка зрительных сигналов начинается уже в самом глазу еще до того, как зрительный нерв начинает передавать информацию. На рисунке внизу показан увеличенный участок сетчатки. Обратите внимание, что в волокно зрительного нерва информация передается уже обработанная каким-то образом рецептивными полями нейронов с довольно большой площади сетчатки. И при этом четкость изображения, как покажется на первый взгляд, не уменьшается, а наоборот, возрастает благодаря процессу треммора.

-3

Если вы найдете так называемые анаглифные очки, в которых левый глаз смотрит на фото через сине-зеленое стекло, а правый - через красное, то в них вы на этой картинке в обведенной области увидите изображение объемным и более четким. Вы почувствуете глубину пространства и даже можете определить расстояния между отдельными деталями.

Модель стереовосприятия.
Модель стереовосприятия.

Почему так происходит? Оказывается, каждый глаз видит не одну и ту же картинку, а две немного отличающиеся друг от друга.

Анаглифная стереопара.
Анаглифная стереопара.

Давайте проведем наблюдательный эксперимент. посмотрим на этот рисунок. Ничего здесь не понятно. Мы видим нагромождение точек и ничего не можем разобрать. Наденьте анаглифные очки, и вы увидите три плоскости, расположенные в возникшем перед вами пространстве. Это говорит о том, что заработал механизм нашего трехмерного зрения! Здорово!

-6

Оказывается, в нашем мозгу происходят очень сложные быстро развивающиеся процессы распознавания. Наш мозг воспринимает изображение, разделенное на бесцветные линии, черточки, кружочки, цветовые поля и множество других сигналов. И только потом мозг собирает весь этот набор в единую картинку непревзойденного качества.

На этом рисунке показаны пути, по которым сигналы от сетчатки глаза перемещаются вдоль зрительных путей, разделяясь на фрагменты и вновь собираясь в целостный образ.
На этом рисунке показаны пути, по которым сигналы от сетчатки глаза перемещаются вдоль зрительных путей, разделяясь на фрагменты и вновь собираясь в целостный образ.

Самое существенное преобразование зрительных сигналов происходит в так называемых "наружных коленчатых телах", изображенных на этом рисунке.

-8

На схеме показан принцип создания контуров изображения.

-9

Можно довольно легко смоделировать этот процесс с помощью компьютерной программы.

Картина корреляции равноудаленных от глаза точек.
Картина корреляции равноудаленных от глаза точек.

Обратите внимание на динамическую картинку движущихся полос по изображению человеческого черепа, полученных с единственной стереопары.

Принцип формирования корреляционной картины.
Принцип формирования корреляционной картины.

Фактически программа показывает сечения объекта плоскостью, перпендикулярной оси зрения, как в методе томографии. По картине полученных полос можно рассчитать сложную поверхность в трехмерном пространстве.

Анаглифное изображение трехмерной сцены.
Анаглифное изображение трехмерной сцены.
Построенное компьютером изображение сечений пространства.
Построенное компьютером изображение сечений пространства.
-14

Для тех, кто заинтересовался вопросом работы нашего зрения, рекомендую книгу: Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

Еще в 19 веке люди изобрели фотографию и научились создавать трехмерные изображения на плоскости, не понимая детально механизмов нашего зрения.
Еще в 19 веке люди изобрели фотографию и научились создавать трехмерные изображения на плоскости, не понимая детально механизмов нашего зрения.
Видеть изображение объемным в то время помогал людям несложный прибор - стереоскоп.
Видеть изображение объемным в то время помогал людям несложный прибор - стереоскоп.
-17
Анаглифные стерео фотографии, сделанные фотолюбителем Несытовым из Ярославля в 1910 году.
Анаглифные стерео фотографии, сделанные фотолюбителем Несытовым из Ярославля в 1910 году.
По дороге на дачу.
По дороге на дачу.
Комната девушки.
Комната девушки.
Все снимки были сделаны французским стерео фотоаппаратом, выпускавшимся серийно в виде комплекта, состоящего из фотокамеры и стереоскопа.
Все снимки были сделаны французским стерео фотоаппаратом, выпускавшимся серийно в виде комплекта, состоящего из фотокамеры и стереоскопа.

Дорогие друзья, если тема стереофотографии вас заинтересовала, регистрируйтесь в нашем канале и задавайте вопросы, на которые мы вам незамедлительно ответим, дадим советы, как самому научиться фотографировать в анаглифном стерео формате.