Особенности конструкции
Nissan X-Trail третьего поколения (T32) дебютировал в 2013 году. Кроссовер, построенный на общей платформе с Qashqai, кардинально преобразился внешне, избавившись от квадратных форм. У модели увеличились размеры (но уменьшился клиренс) и серьёзно расширился список оборудования. На российском рынке X-Trail появился только в 2015 году, сразу после старта производства на заводе Nissan под Санкт-Петербургом.
Кроссовер предлагался с тремя двигателями. Базовым был двухлитровый бензиновый атмосферный мотор мощностью 144 л.с., который мог сочетаться как с 6-ступенчатой МКПП, так и с вариатором. Для 2,5-литрового мотора, развивающего 171 л.с., вариатор был безальтернативным. 1,6-литровый дизель dCi (130 л.с.) предлагался исключительно с механической коробкой.
X-Trail был доступен как с передним, так и с полным приводом. Для двухлитрового двигателя последний вариант являлся опцией. Для остальных моторов альтернативы не имелось — только полный привод All Mode 4x4-i. Эта трансмиссия с некоторыми доработками досталась кроссоверу от предшественника — она построена на основе электромагнитной муфты, подключающей задние колёса. Она может быть как полностью разомкнута, так и принудительно заблокирована. Предусмотрен и автоматический режим, в котором электроника самостоятельно поджимает и разжимает пакет фрикционов, распределяя крутящий момент между осями.
Схемы подвесок — McPherson спереди, многорычажка сзади. Принципиальных отличий от предшественника нет.
В 2018 году Nissan X-Trail пережил плановый рестайлинг. Внешность почти не поменялась. Зато в салоне появился новый руль с усечённым снизу ободом и более качественные материалы отделки. Куда важнее, что у российской версии кроссовера было серьёзно доработано шасси, причём силами локального инжинирингового центра компании. Дело в том, что дорестайлинговый вариант имел явные проблемы с плавностью хода. Поэтому обновлённый X-Trail получил иные пружины, амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости, дополнительные буферы отбоя в стойках, перенастроенный ЭУР и другой рулевой вал. Моторная гамма осталась прежней. В таком виде X-Trail предлагался на нашем рынке до 2022 года.
Цены
Дореформенных машин в продаже чуть больше, чем рестайлинговых. Цены на них начинаются с 1,4–1,5 миллиона рублей и доходят примерно до 3 миллионов. Обновлённый X-Trail, если не брать в расчёт единичные предложения, обойдётся минимум в 1,8–1,9 миллиона рублей. Потолок — около 3,8 миллиона.
Независимо от года выпуска проще всего найти кроссовер с двухлитровым мотором мощностью 144 л.с., вариатором и полным приводом. На долю автомобилей с 2,5-литровым мотором приходится около трети объявлений. Дизельных X-Trail крайне мало.
Слабые места
Кузов и салон. К кузову Ниссана из-за тонкого ЛКП можно предъявить много претензий. Для X-Trail сколы, потёртости и следы от пескоструя — это норма. Хорошо, что от быстрого появления коррозии спасает оцинковка кузовных панелей. Первым делом ржавчину стоит искать на двери багажника — эта «болячка» чаще всего встречается у экземпляров, которые эксплуатировались в Москве и Санкт-Петербурге. Нужно внимательно осмотреть и проём пятой двери, где уплотнитель со временем может протереть краску до грунта. Легко облезает и «хромированная» отделка кузова.
Требует внимания кузовное оборудование. С возрастом из-за слабых креплений может провисать передний бампер. Это будет заметно по явному зазору между ним и фарой. Быстро затирается стеклоочистителями и обрастает сколами оригинальное лобовое стекло. Особенно страдают стёкла с электрообогревом.
Симпатичный салон кроссовера привлекает функциональностью и простором, но расстраивает быстрым появлением посторонних звуков и не очень износостойкими материалами отделки. Кожа на руле начинает затираться уже после 50 тысяч километров, водительское кресло может потерять форму лет через 5–6. Большинство сбоев и отказов электрики связаны с плохими контактами в CAN-шине. Меньше этой напасти подвержены рестайлинговые экземпляры, которые получили модернизированные CAN-модули.
Моторы. Бензиновые двигатели у X-Trail вполне надёжные, но не лишены недостатков. Проблем с двухлитровым мотором MR20DD вряд ли стоит ожидать до 200 000 км. За это время, скорее всего, понадобится лишь поменять цепь ГРМ и сделать мелкий ремонт, вроде замены подтекающего сальника коленвала. Также стоит помнить, что у этого двигателя при неаккуратной замене свечей есть риск получить трещину в свечном колодце, что приведёт к неминуемой замене ГБЦ. После 200 000 км мотор наверняка начнёт подъедать масло. Причина обычно кроется в нагаре и залегании поршневых колец.
Этим же страдает и двигатель QR25DE объёмом 2,5 литра. Есть также риск задиров из-за разрушения катализатора. Ближе к 150 тысячам километров может критически растянуться и начать сильно шуметь цепь ГРМ. При этом ресурс в 300 000 км и более этому двигателю вполне по силам.
А вот 1,6-литровый дизель R9M надёжен только при качественном и своевременном обслуживании. Он не переносит плохого топлива и тоже отличается невысоким ресурсом цепи ГРМ, которая может вытянуться до 150 тысяч километров.
Трансмиссия. 6-ступенчатая «механика», которая сочеталась с базовым двухлитровым мотором и дизелем, довольно надёжная и выносливая. Износ подшипников и синхронизаторов у неё встречается лишь после 150 000 км пробега.
Обоим бензиновым моторам положен вариатор Jatco JF016Е. Среди его слабых мест — соленоиды, гидроблок и фрикционы. Срок их службы напрямую зависит от частоты замены смазки. Рекомендуется обновлять её не реже чем каждые 40 тысяч километров. Влияет и манера вождения. Вариатор не любит активной езды с резкими разгонами и штурмов бездорожья. Стоит узнать у продавца о периодичности обслуживания коробки, и желательно, чтобы его слова подкреплялись чеками и заказ-нарядами. При бережном отношении ресурс вариатора составляет до 180–200 тысяч километров. О том, что с вариатором не всё в порядке, подскажут «задумчивость» агрегата, толчки и зависания в определённых режимах.
Система полного привода с электромагнитной муфтой особых хлопот не доставляет. Но стоит помнить, что вне дорог X-Trail не боец. Если завязнуть на бездорожье, то муфта легко перегревается.
Шасси. Конструктивно простая подвеска X-Trail недорого обходится в ремонте, но делать его приходится довольно часто: ходовая кроссовера не отличается выносливостью. Раньше всего сдаются стойки и втулки стабилизатора в передней подвеске. Часто они не выдерживают и 70 000 км. После 100 тысяч километров приходится менять шаровые опоры, ступичные подшипники и амортизаторы. У дорестайлинговых кроссоверов при отрицательных температурах могут стучать и скрипеть передние амортизаторы. Это не всегда повод для их замены. Возможно, просто соскочили со своих мест отбойники стоек.
Задняя подвеска не такая проблемная. До 100 000 км могут потребовать замены разве что втулки и стойки стабилизатора.
В рулевом управлении расстраивает ресурс наконечников. Обычно их хватает всего на 40–60 тысяч километров, но их замена стоит недорого. Неисправности рулевой рейки встречаются реже. О проблемах намекнут стуки при проезде неровностей. Чаще всего можно обойтись ремонтом, поменяв изношенную оригинальную фторопластовую втулку на более ресурсный металлический аналог.