Что радует. Во всяком случае, меня. Так сложилось, что про определенные предпочтения Караваджо я узнала достаточно рано, знакома с его картинами (далеко не всеми, конечно) и хотелось посмотреть, покажут ли в фильме что-нибудь новое. Показали. Дальше спойлеры)
В свое время скандалы вокруг того, каких моделей Караваджо выбирал для картин на религиозную тематику, как-то прошли мимо моего внимания. Нет, если очень постараться вспомнить, то про это я тоже читала) Но, как агностик и человек 21 века, отнеслась без должной серьезности. Почему не взять, скажем, для картины, где предполагается кающаяся Мария Магдалина, женщину соответствующей профессии? Определенная логика в этом есть, да и натурщиц у художника того времени не в избытке. Кого нашел, того нарисовал.
Но это современный взгляд на проблему. В процессе просмотра фильма я в какой-то момент все же поняла, почему вокруг этой темы поднимался такой шум. Немаловажный фактор: личность самого Караваджо. Откровенный, ярко выраженный бунтарь, которого уважали за талант, какое-то время прощали за высоких покровителей, но находилось немало людей, которых он явно бесил - причем за дело. Я, наверное, раз пять мысленно умоляла экранного художника придержать язык за зубами просто в целях самосохранения. Потом поняла, что он в принципе вот такой и держать язык на законном месте не собирается) И финал уже выглядел достаточно логично, классическое "он сам нарвался".
Но. Поскольку нарвавшийся был мужчина обаятельный, я за него переживала) И до последнего была какая-то надежда, что простят и отпустят. Причем это умело нагнеталось и контекстом, и вообще атмосферой последних сцен. Разговор между Караваджо и его "тенью" - тот момент, когда ждешь, что вот-вот... Его поймут и скажут - "Ты, конечно, дел натворил, но такой офигенный, что рука не поднимается, иди гуляй". Получилось в результате наоборот и прогулялся Караваджо исключительно в направлении океанского дна.
В чем еще большой плюс фильма? Атмосфера. Серьезно, сейчас редко снимают исторические фильмы, которые выглядят реально историческими. Этот - выглядит. Смотришь и погружаешься. Да, можно, наверное, придраться к деталям, но не хочется. Даже относительно цветовой гаммы - или это потому, что я с детства помню некоторые картины Караваджо и представляю, какие цвета были там? Вот такие же. И это вполне созвучно позиции самого художника - "что вижу, то и пою". Даже если просто ориентироваться на мелькающие в кадре картины, все очень гармонично выглядит.
Чем еще порадовал фильм относительно многих других фильмов последних лет? Подбор актеров. Хотя даже не знаю, может, это стоит отнести к атмосфере тоже. Но то, что Караваджо, итальянского художника, играл реально итальянский актер - это уже круто. Это примерно так же, как если бы Анну Болейн играла англичанка, а вампира Лестата - француз (и чтобы еще по лицу это было заметно, у Риккардо Скамарчо так вполне заметно). Вот сейчас пишу и мне даже как-то грустно от того, что сейчас этот факт можно реально считать крутым и достижением.
Что добавляет крутости - глаз и об второстепенных персонажей не цепляется. Все выглядят на своем месте. То есть, органичными в Италии семнадцатого века. Там в актерском составе и сам режиссер отметился... и он тоже очень органичен, замечательный кардинал. Замечательный в смысле правдоподобия, некоторые поступки сомнительны, хотя их и плохими-то не назовешь. Просто талант и обаяние Караваджо его слишком сильно впечатлили.
Есть ли у меня к фильму претензии? Вот сейчас думаю и понимаю, что серьезных нет вообще никаких) Туда не запихнули ничего, чего там не должно было быть. Пристрастия Караваджо - слова из песни не выкинешь, реально было. И не сильно много этому внимания уделяется, с женщинами его показывают чаще и смелее. Конфликт вокруг темы "каких моделей ты берешь для своих картин?!" вполне адекватен в фильме про художника-бунтаря. Цветовая гамма продолжает идеи Караваджо о том, чтобы показывать реальность, существующий мир, а не что-то вылизанное и идеальненькое. Где-то еще могло бы раздражать, здесь контекст позволяет)
Буду ли я этот фильм пересматривать? Не уверена. Но это чисто личное отношение: я не большая поклонница Караваджо, как художника. И визуальная составляющая все-таки мне не близка, хотя и уместна в этом фильме)
Ваша Аэлла.