Найти тему

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Интерьеры

2,5K прочитали

В 1742 году племянник Елизаветы Петровны Карл Петер Ульрих (Петр Федорович) впервые приезжает в Россию. На тот момент ему было 14 лет. В младенчестве он потерял мать, а когда ему было 11 лет - отца. Он был совершенно не готов к культуре и жизни в России.

Елизавета Петровна приняла племянника очень тепло. Во время одной из морских прогулок они наблюдают красоту Ораниенбаумского ансамбля. Ораниенбаум был создан для светлейшего князя А.Д. Меншикова.

Петр Федорович выразил искреннее восхищение Ораниенбаумом и уже в 1743 году Елизавета Петровна пожаловала резиденцию наследнику престола. Великий князь активно занимался его обустройством. Именно тогда появилась значительная часть построек.

Елизавета Петровна хотела устроить и личную жизнь племянника. На роль невесты она нашла знатную, но в то же время бедную Ангальт-Цербстскую принцессу, будущую Екатерину II. В августе 1745 года молодые обвенчались и начиная с 1746 года каждый летний сезон, супруги проводили в Ораниенбауме.

Петр Федорович был увлечен военным делом и фортификацией. В летней резиденции для него строят фортификационные сооружения: крепости Екатеринбург и Петерштадт. Окончательная реконструкция крепости Петерштадт происходит в конце 1750-ых начале 1760-ых годов.

Дворец Петра III. источник Википедия
Дворец Петра III. источник Википедия

До наших дней от ансамбля крепости сохранились въездные ворота крепости Петерштадт и дворец Петра III.

Дворец является одной из первых самостоятельных работ Антонио Ринальди. Здание является единственным дворцом, построенным специально для Петра III. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум не так сильно пострадал. Дворцово-парковый ансамбль не был оккупирован нацистами. Были бомбежки и обстрелы, но дворцы сохранились. Это позволяет ныне наблюдать подлинную отделку интерьеров.

Первый этаж дворца был служебным. Он покоится на невысоком цоколе и рустован сплошными горизонтальными полосами. Окна второго этажа представляют собой застекленные двери, являющиеся выходами на французские балкончики. В нижней части окна защищены коваными решетками.

План дворца Петра III
План дворца Петра III

На втором этаже дворца было всего шесть помещений: передняя, буфетная, картинный зал (он служил и приемной, и столовой), кабинет, опочивальня и будуар (там было небольшое помещение для хранения формы и флагов).

На второй этаж дворца ведет винтообразная лестница с массивными ступенями из гранита. С площадки, которая украшена чугунной решеткой, ведет дверь в Переднюю.

Передняя. источник peterhofmuseum.ru
Передняя. источник peterhofmuseum.ru

На Мейсенской мануфактуре для императора разместили заказ на изготовление целой армии фарфоровых солдатиков.

Солдатики. источник images.yandex.ru
Солдатики. источник images.yandex.ru

Часть из этой коллекции представлена в Передней.

Вставки в паркет. источник www.tury.ru
Вставки в паркет. источник www.tury.ru

После переворота 1762 года здание приходит в запустение. Лишь во второй половине XIX веке дворец начинает вновь преображаться. Во дворце Петра III паркет XVIII века сохранился лишь в виде вставок. Во время ремонтно-реставрационных работ XIX века паркеты были созданы заново.

Полочки в Буфетной. Фото 1950-ых годов
Полочки в Буфетной. Фото 1950-ых годов

Следующее помещение - это Буфетная. Самая маленькая комната в анфиладе. Здесь сохранилась подлинная отделка стены, на которой размещены 22 посеребренные полочки-консоли. Они объединены растительным орнаментом. На полочках размещаются китайские фарфоровые вазы XVIII века. Петр Федорович стремился коллекционировать восточные редкости.

Из Буфетной можно выйти в центральное помещение дворца - Большой или Картинный зал. В зале прекрасная акустика. Петр III увлекался музицированием и очень хорошо играл на скрипке.

Отделку зала составляют картины шпалерной развески. Принцип такой развески - это объединение различных картин на одной стене по колористическому решению полотен. Картины разделяют узкие посеребренные рамы.

Большой зал. источник peterhofmuseum.ru
Большой зал. источник peterhofmuseum.ru

Автором проекта шпалерной развески становится учитель Петра Федоровича Якоб фон Штелин и художник Лукас Конрад Пфандцельт.

Большой зал. источник peterhofmuseum.ru
Большой зал. источник peterhofmuseum.ru

В Картинном зале 64 произведения западноевропейского искусства XVII-XVIII веков.

В правление Екатерины II картины были вывезены из дворца, а вернется шпалерная развеска на стены лишь во второй половине XX века.

Большой зал до реставрации. без картин на стенах
Большой зал до реставрации. без картин на стенах

Во время последней реставрации (2018 год) на потолке был обнаружен закрашенный живописный плафон.

Плафон Большого зала
Плафон Большого зала

Уникальным видом отделки Большого зала, а также расположенных рядом Опочивальни и Кабинета являются лаковые росписи. Они выполнены крепостным художником Федором Власовым в стиле китайской живописи.

Лаковые росписи. источник www.tury.ru
Лаковые росписи. источник www.tury.ru

Это было очень популярно в середине XVIII века. На панелях, дверях, дверных проемах изображено 218 различных декоративных композиций.

Кабинет. Росписи панелей. Фото - Величко М.А. нач. 1950-х
Кабинет. Росписи панелей. Фото - Величко М.А. нач. 1950-х

Кабинет Петра III сохранил отделку интерьера второй половины XIX века, когда дворец использовался как охотничий домик.

Кабинет. источник peterhofmuseum.ru
Кабинет. источник peterhofmuseum.ru

Именно поэтому стены Кабинета украшены живописными работами на тему охоты работы Вернера Ганса Шмидта.

Опочивальня. фото 1950-ых годов
Опочивальня. фото 1950-ых годов

Особенным настроением камерности, уюта и уединение отличается интерьер Опочивальни.

Белый бюро-кабинет. 1759 год источник Википедия
Белый бюро-кабинет. 1759 год источник Википедия

В наши дни на месте кровати стоит бюро, выполненное в китайском духе. Этот предмет мебели относился к павильону Эрмитаж, который стоял недалеко от крепости Петерштадт.

Отдельного внимания заслуживают работы художника Ганса Шмидта.

Опочивальня. работа "Прелести сельской жизни". источник peterhofmuseum.ru
Опочивальня. работа "Прелести сельской жизни". источник peterhofmuseum.ru

Над местом, где была кровать, висит работа “Прелести сельской жизни”.

Именно этот интерьер дворца особенно сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В результате фашистского обстрела была разрушена стена и камин.

В лепном оформлении потолка впервые встречается цветок Ринальди - две скрещенные цветущие ветви, которые перевязаны бантом.

Будуар. фото 1950-ых годов
Будуар. фото 1950-ых годов

Из Опочивальни можно попасть в Будуар. Его стены украшены ореховыми панелями и накладным резным декором. Когда-то стены были обтянуты голубым атласом с вышивкой ворсистым шелком.

Будуар. источник sinekvan.livejournal.com
Будуар. источник sinekvan.livejournal.com

Важным украшением Будуара является сохранившаяся сюжетная лепка на потолке, сделанная по эскизам Антонио Ринальди.

Поединок двух гусар. источник sinekvan.livejournal.com
Поединок двух гусар. источник sinekvan.livejournal.com

На этой лепке изображены четыре сюжета на темы из жизни крепости Петерштадт: поединок двух гусар, часовой с мушкетом на одном из бастионов крепости, кавалерийский дозор и четыре корабля на Малом увеселительном море.

Из Будуара можно было выйти на балкон, который был обращен к парадному плацу. Также из Будуара можно было спуститься на первый этаж и покинуть дворец через служебный вход.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк и оставляйте комментарий - это очень помогает развитию канала.

И обязательно ознакомьтесь: