В 1742 году племянник Елизаветы Петровны Карл Петер Ульрих (Петр Федорович) впервые приезжает в Россию. На тот момент ему было 14 лет. В младенчестве он потерял мать, а когда ему было 11 лет - отца. Он был совершенно не готов к культуре и жизни в России.
Елизавета Петровна приняла племянника очень тепло. Во время одной из морских прогулок они наблюдают красоту Ораниенбаумского ансамбля. Ораниенбаум был создан для светлейшего князя А.Д. Меншикова.
Петр Федорович выразил искреннее восхищение Ораниенбаумом и уже в 1743 году Елизавета Петровна пожаловала резиденцию наследнику престола. Великий князь активно занимался его обустройством. Именно тогда появилась значительная часть построек.
Елизавета Петровна хотела устроить и личную жизнь племянника. На роль невесты она нашла знатную, но в то же время бедную Ангальт-Цербстскую принцессу, будущую Екатерину II. В августе 1745 года молодые обвенчались и начиная с 1746 года каждый летний сезон, супруги проводили в Ораниенбауме.
Петр Федорович был увлечен военным делом и фортификацией. В летней резиденции для него строят фортификационные сооружения: крепости Екатеринбург и Петерштадт. Окончательная реконструкция крепости Петерштадт происходит в конце 1750-ых начале 1760-ых годов.
До наших дней от ансамбля крепости сохранились въездные ворота крепости Петерштадт и дворец Петра III.
Дворец является одной из первых самостоятельных работ Антонио Ринальди. Здание является единственным дворцом, построенным специально для Петра III. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум не так сильно пострадал. Дворцово-парковый ансамбль не был оккупирован нацистами. Были бомбежки и обстрелы, но дворцы сохранились. Это позволяет ныне наблюдать подлинную отделку интерьеров.
Первый этаж дворца был служебным. Он покоится на невысоком цоколе и рустован сплошными горизонтальными полосами. Окна второго этажа представляют собой застекленные двери, являющиеся выходами на французские балкончики. В нижней части окна защищены коваными решетками.
На втором этаже дворца было всего шесть помещений: передняя, буфетная, картинный зал (он служил и приемной, и столовой), кабинет, опочивальня и будуар (там было небольшое помещение для хранения формы и флагов).
На второй этаж дворца ведет винтообразная лестница с массивными ступенями из гранита. С площадки, которая украшена чугунной решеткой, ведет дверь в Переднюю.
На Мейсенской мануфактуре для императора разместили заказ на изготовление целой армии фарфоровых солдатиков.
Часть из этой коллекции представлена в Передней.
После переворота 1762 года здание приходит в запустение. Лишь во второй половине XIX веке дворец начинает вновь преображаться. Во дворце Петра III паркет XVIII века сохранился лишь в виде вставок. Во время ремонтно-реставрационных работ XIX века паркеты были созданы заново.
Следующее помещение - это Буфетная. Самая маленькая комната в анфиладе. Здесь сохранилась подлинная отделка стены, на которой размещены 22 посеребренные полочки-консоли. Они объединены растительным орнаментом. На полочках размещаются китайские фарфоровые вазы XVIII века. Петр Федорович стремился коллекционировать восточные редкости.
Из Буфетной можно выйти в центральное помещение дворца - Большой или Картинный зал. В зале прекрасная акустика. Петр III увлекался музицированием и очень хорошо играл на скрипке.
Отделку зала составляют картины шпалерной развески. Принцип такой развески - это объединение различных картин на одной стене по колористическому решению полотен. Картины разделяют узкие посеребренные рамы.
Автором проекта шпалерной развески становится учитель Петра Федоровича Якоб фон Штелин и художник Лукас Конрад Пфандцельт.
В Картинном зале 64 произведения западноевропейского искусства XVII-XVIII веков.
В правление Екатерины II картины были вывезены из дворца, а вернется шпалерная развеска на стены лишь во второй половине XX века.
Во время последней реставрации (2018 год) на потолке был обнаружен закрашенный живописный плафон.
Уникальным видом отделки Большого зала, а также расположенных рядом Опочивальни и Кабинета являются лаковые росписи. Они выполнены крепостным художником Федором Власовым в стиле китайской живописи.
Это было очень популярно в середине XVIII века. На панелях, дверях, дверных проемах изображено 218 различных декоративных композиций.
Кабинет Петра III сохранил отделку интерьера второй половины XIX века, когда дворец использовался как охотничий домик.
Именно поэтому стены Кабинета украшены живописными работами на тему охоты работы Вернера Ганса Шмидта.
Особенным настроением камерности, уюта и уединение отличается интерьер Опочивальни.
В наши дни на месте кровати стоит бюро, выполненное в китайском духе. Этот предмет мебели относился к павильону Эрмитаж, который стоял недалеко от крепости Петерштадт.
Отдельного внимания заслуживают работы художника Ганса Шмидта.
Над местом, где была кровать, висит работа “Прелести сельской жизни”.
Именно этот интерьер дворца особенно сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В результате фашистского обстрела была разрушена стена и камин.
В лепном оформлении потолка впервые встречается цветок Ринальди - две скрещенные цветущие ветви, которые перевязаны бантом.
Из Опочивальни можно попасть в Будуар. Его стены украшены ореховыми панелями и накладным резным декором. Когда-то стены были обтянуты голубым атласом с вышивкой ворсистым шелком.
Важным украшением Будуара является сохранившаяся сюжетная лепка на потолке, сделанная по эскизам Антонио Ринальди.
На этой лепке изображены четыре сюжета на темы из жизни крепости Петерштадт: поединок двух гусар, часовой с мушкетом на одном из бастионов крепости, кавалерийский дозор и четыре корабля на Малом увеселительном море.
Из Будуара можно было выйти на балкон, который был обращен к парадному плацу. Также из Будуара можно было спуститься на первый этаж и покинуть дворец через служебный вход.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк и оставляйте комментарий - это очень помогает развитию канала.
И обязательно ознакомьтесь: