Найти тему

Зимний Дворец. Петр III и Екатерина Великая. Жизнь во дворце.

Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года. По оригиналу Иоахима Кестнера
Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года. По оригиналу Иоахима Кестнера

Елизавета Петровна, для которой строился Зимний дворец, так и не дожила до окончания его строительства. Она скончалась зимой 1761 года, а строительные работы были завершены к пасхе 1762 года, когда на престол уже взошел Петр III.

Он и стал первым хозяином Зимнего дворца, но пока доделывали отделку фасадов, его жена Екатерина II свергла его с трона. Именно Петр III форсировал окончание строительных работ. Он был первым и единственным императором, который наградил Ф.Б. Растрелли за работы. Он стал кавалером ордена Святой Анны. А так же Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

При переезде в Зимний дворец Петр III распорядился немедленно очистить площадь перед дворцом от строительного мусора. Императору намекнули, что это слишком большой объем работ и выполнить его в сжатые сроки невозможно. На это император велел по всему городу развесить объявления, что любой желающий может абсолютно бесплатно взять то, что находится на площади. Вскоре на площади не осталось ничего, она была абсолютно пуста.

В Зимний дворец Петр III переехал вместе со своей супругой, будущей императрицей Екатериной II. Известный факт, что любви в этой паре особо не было. Поэтому Петр Федорович поселился в комнатах, которые создавались для Елизаветы Петровны (вдоль Миллионной улицы), а супругу отселил в дальную от себя часть дворца по западному фасаду напротив Адмиралтейства. Это позволяло им не пересекаться, так как их разделяло огромное количество помещений, занимаемых придворными и различными службами.

В июне 1762 года Петр III подписал свое отречение от престола, а через несколько дней был убит в Ропше. Можно сказать, что Екатерина II стала первой полновластной хозяйкой дворца. Новая императрица считала барокко стилем прошлого. Она хотела, чтобы ее царствование ознаменовалось значительными переменами во всех сферах, в том числе и в сфере искусств. Она начинает всячески оказывать покровительство классицизму. Летом 1762 года она отправляет Ф.Б. Растрелли в отставку.

Вручение письма Екатерине II. И.О. Миодушевский. 1861 год. Почти все изображение интерьеров покоев Екатерины II появились уже после ее смерти и пожара 1837 года.
Вручение письма Екатерине II. И.О. Миодушевский. 1861 год. Почти все изображение интерьеров покоев Екатерины II появились уже после ее смерти и пожара 1837 года.

Достраивать дворец императрица приглашает архитекторов Вален Деламота, Фельтена, Ринальди. Внешне дворец сохранил стилистику Растрелли, но внутреннее убранство было полностью переделано в классическом стиле. К сожалению, интерьеры, которые были при Екатерине Великой не сохранились.

Императорские регалии
Императорские регалии

Екатерина II предпочла поселиться там, где жил ее супруг - в комнатах, выходящих на Миллионную улицу. Там располагался целый ряд комнат, в том числе «алмазный покой» или «бриллиантовая» комната. Эта комната не была похожа на сейф, однако там хранились драгоценности, регалии монархической власти.

Все это стояло на специальных витринах, и любой желающий мог полюбоваться этой красотой. В этой комнате Екатерина со своими ближайшими сподвижниками играла в карты, поэтому придворные ювелиры использовали её, как выставочный зал. Там была отдельная витрина, куда ювелиры клали свои новые украшения с ценниками, и приходящие гости могли что-нибудь присмотреть себе и купить.

«Фонарик» над Комендантским подъездом Зимнего дворца. Источник Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Составители: В.М. Глинка, Ю.М. Денисов, М.В. Иогансен и др. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского. – Л., Стройиздат, ЛО, 1991
«Фонарик» над Комендантским подъездом Зимнего дворца. Источник Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Составители: В.М. Глинка, Ю.М. Денисов, М.В. Иогансен и др. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского. – Л., Стройиздат, ЛО, 1991

При Екатерине II появляется еще одно новшество, так называемый «фонарик», выходящий окнами на Дворцовую площадь. «Фонарик» - это закрытый балкон или лоджия, которая располагалась над портиком входа комендантского подъезда. Изначально на том месте находился обычный балкон, но императрица приказала надстроить над ним небольшой короб, где разместился небольшой зал с камином и столиком.

Позже такой же «фонарик» появился на юго-западном ризалите. К этим двум Фонарикам привыкли, в них уютно обустраивались интерьеры. После пожара 1837 г. оба Фонарика восстановили во всех их допожарных деталях. Эти Фонарики «прожили» на балконах южного фасада Зимнего дворца вплоть до второй половины 1920-х гг.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение:

С чего начался "Эрмитаж"? Антресоли Зимнего дворца.

Зимний дворец при Екатерине Второй. Проблема Тронного зала и как ее решили?

Зимний дворец. Малый Эрмитаж. Висячий сад. Как выглядел Зимний сад Штакеншнейдера?

Зимний дворец. Старый (Большой) Эрмитаж, Лоджии Рафаэля и Эрмитажный театр

Как большевики распродавали коллецию "Эрмитажа"? Как и почему были проданы шедевры искусства? Часть 1

Зимний Дворец при императоре Павле I

Зимний дворец при императоре Александре I. Личные покои и Галерея Памяти Героев 1812 года.

Зимний дворец при Николае I. Оптический телеграф и причины пожара 1837 года.

Зимний дворец. Пожар 1837 года. Восстановления дворца и новые технологии

Зимний дворец при Александре II. Теракт 1880 года.

Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.

Зимний дворец при Николае II. Водосвятие 1905 года. Госпиталь во дворце.

Зимний дворец в 1917 году. Временное правительство. "Штурм Зимнего дворца"

Зимний дворец в 20 веке. Музей "Эрмитаж".