Найти в Дзене

Опередившие время. Раннее современное искусство Шотландии

На рубеже 20-го века Глазго и Эдинбург становятся развитыми промышленными городами, но, в то же время, в Британии процветает движение «Искусства и ремесла» в противовес безличности и топорности фабричной продукции.

Гравюра и фотография делают доступными изображения для публики. Железнодорожное сообщение делает доступным, не только для аристократов, в частности Шотландское нагорье, которое в свое время стало крайне популярным благодаря романам Вальтера Скотта и стихам Роберта Бернса.

«Монарх долины» Эдвина Лэндсира, любимого художника королевы Виктории - образец живописи периода романтизма середины 19 века.

«Никогда еще не было более мощного визуального воплощения влияния Шотландии на воображение людей».
Эдвин Лэндсир. Монарх долины. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artists/landseer-edwin-henry-18021873
Эдвин Лэндсир. Монарх долины. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artists/landseer-edwin-henry-18021873

Но подобный романтический образ Шотландии постепенно исчезает с картин художников.

Возникают художественные группы, часто неформальные, разношерстные, участников которых объединяет лишь неприятие викторианской живописи: классических пейзажей и академизма в целом.

в книге Элизабет Пеннелл, опубликованной в 1895 году, есть фраза:

«Именно из Глазго… а не из Шотландской академии и школ Лондона современное британское искусство получило свой самый сильный импульс».

Одну из таких групп позже назовут «Мальчиками Глазго».

В группу входили, в частности, Артур Мелвилл, Джеймс Гатри, Джордж Генри, Эдвард Аткинсон Хорнелл. Лишь некоторые из них были уроженцами Глазго – Хорнелл родился в Австралии, Мелвилл в Эдинбурге. Как и их современники в Европе, все они были готовы попробовать что-то новое, свежее, когда дело касалось живописи.

Изначально на их творчество повлиял Жюль Бастьен-Лепаж, с бесстрастной честностью писавший жизнь французских крестьян.

Джеймс Гатри. На новые пастбища. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/to-pastures-new-107066
Джеймс Гатри. На новые пастбища. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/to-pastures-new-107066

Но восхищались они и работами Джеймса Макнила Уистлера, а некоторые, как, например, Генри и Хорнелл, путешествовали по Африке и Японии. Артур Мелвилл также писал в Испании, Египте и Персидском заливе.

Перед нами предстают совершенно иные пейзажи. Символизм вытесняет детальные и буквальные изображения природы, более важным становится именно декоративный подход: цвет ради цвета, текстура, узор, дизайн. Обычный пейзаж преображается, и этот эффект сравним с ярким восточным ковром.

Артур Мелвилл. Brig O' Turk. Акварель. Источник:  https://patrickbourne.com/artworks/9367-arthur-melville-brig-o-turk-1893/
Артур Мелвилл. Brig O' Turk. Акварель. Источник: https://patrickbourne.com/artworks/9367-arthur-melville-brig-o-turk-1893/

У Мелвилла совершенно иной взгляд на Высокогорье, отличный от взгляда художников середины 19 века. Автор буквально заливает бумагу бессчетным множеством текучих красных, синих и красновато-коричневых тонов, которые, смешиваясь на поверхности, создают сияющий эффект.

Колорист Дж.Д. Фергюссон позже напишет, что работы Мелвилла «открыли мне ... путь к свободной живописи, это не просто свобода в использовании красок, но и свобода мировоззрения».

Мелвилл – авторитет для прочих художников группы, авантюрист, путешественник, яркий, как и его работы, особенный. Сын кучера, ученик бакалейщика. Оставил работу, чтобы изучать искусство. Его технику клякс и пятен искусствоведы назвали «blottesque».

Поэт от живописи, чудесным образом передающий настроение, по его собственным словам «пыльных раскаленных дорог, ослепительного белого света, деревьев, покрытых пылью».
Артур Мелвилл. Воскресный день в Испании. Поход на корриду. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-spanish-sunday-going-to-the-bullfight-91183
Артур Мелвилл. Воскресный день в Испании. Поход на корриду. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/a-spanish-sunday-going-to-the-bullfight-91183
Артур Мелвилл. Коррида. Акварель, гуашь, карандаш, уголь и пастель на бумаге. Источник: https://batch.artuk.org/discover/artworks/a-spanish-bullfight-235396/tagger/add
Артур Мелвилл. Коррида. Акварель, гуашь, карандаш, уголь и пастель на бумаге. Источник: https://batch.artuk.org/discover/artworks/a-spanish-bullfight-235396/tagger/add
Венеция. Лодка с музыкантами. Акварель. Источник: https://www.countrylife.co.uk/luxury/art-and-antiques/exhibition-review-arthur-melville-78254
Венеция. Лодка с музыкантами. Акварель. Источник: https://www.countrylife.co.uk/luxury/art-and-antiques/exhibition-review-arthur-melville-78254

В работах Хорнелла и Генри натурализм также отходит в сторону, сменяется кельтской и азиатской тематикой. В 1890 году они совместно пишут картину «Друиды: несущие омелу».

Друиды: несущие омелу. Масло, сусальное золото, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-druids-bringing-in-the-mistletoe-84452
Друиды: несущие омелу. Масло, сусальное золото, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-druids-bringing-in-the-mistletoe-84452
Эта мистическая, экзотическая картина озадачила многих зрителей и критиков, хотя один из них написал: «Очень большая квадратная картина ..... поразительная и на первый взгляд крайне нелепая. Но глаз привыкает к ее странным формам и оттенкам, и постепенно они начинают нравиться…….Это необычно, но было бы бесполезно отрицать, эффектно».

Процессия друидов спускается с холма после участия в священной церемонии срезания омелы со священного дуба. Спускается, чтобы принести в жертву двух белых быков.

Художники специально изучали черепа быков, чтобы убедиться, что данная порода присутствовала во времена друидов. Революционная, опередившая время работа по тематике, цветовому решению, использованию сусального золота.

У зрителя создается впечатление, что персонажи вот-вот шагнут из рамы.

Генри и Хорнелл были одними из первых шотландских художников, совершивших поездку в Японию и Бирму.

Джордж Генри. Японская дама с веером. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/japanese-lady-with-a-fan-84439/search/actor:henry-george-18581943/page/1/view_as/grid
Джордж Генри. Японская дама с веером. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/japanese-lady-with-a-fan-84439/search/actor:henry-george-18581943/page/1/view_as/grid
Для Хорнелла азиатская эстетика была «величайшим импрессионизмом, которым до сих пор обладал мир – все бесполезные детали отброшены в сторону».
Бирманские девочки Э.А. Хорнел. Источник:  http://www.avocadosweet.com/spirit-rebellion-glasgow-boys-show-last-dunfermline/
Бирманские девочки Э.А. Хорнел. Источник: http://www.avocadosweet.com/spirit-rebellion-glasgow-boys-show-last-dunfermline/

Картины Хорнелла и Генри были отмечены за «декоративную гармонию» на выставке в Мюнхене в 1890 году. Действительно, они порой похожи на сияющие драгоценные камни.

Джордж Генри. Барр, Эйршир. Масло. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/barr-ayrshire-210185/search/actor:henry-george-18581943/page/3
Джордж Генри. Барр, Эйршир. Масло. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/barr-ayrshire-210185/search/actor:henry-george-18581943/page/3

Но, главным является чувство места, принадлежность к нации. «Шотландскость», если можно так выразиться, неуловимо, но явно присутствует в их работах, являясь чистым наслаждением для заинтересованного зрителя.

Э.А. Хорнел Пастушка
Э.А. Хорнел Пастушка
Э.А. Хорнелл. Лето. Масло, холст. Источник: https://www.liverpoolmuseums.org.uk/artifact/summer
Э.А. Хорнелл. Лето. Масло, холст. Источник: https://www.liverpoolmuseums.org.uk/artifact/summer
Э.А. Хорнел Анемоны. Масло, холст. Источник: https://www.artrenewal.org/artworks/edward-atkinson-hornel/anemones/54295
Э.А. Хорнел Анемоны. Масло, холст. Источник: https://www.artrenewal.org/artworks/edward-atkinson-hornel/anemones/54295

О Девочках Глазго, Четверке и Макинтоше уже немало написано, поэтому предлагаю заинтересованным прочесть:

Из тени в свет. О жизни и творчестве "Девочек Глазго"

Девочка из Глазго. Короткая жизнь и яркая живопись Bessie MacNicol

Цветы в рисунках Чарльза Ренни Макинтоша

Обложка: Э.А. Хорнелл. Танец весны. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-dance-of-spring-84538/search/actor:hornel-edward-atkinson-18641933/page/1/view_as/grid

Рекомендую вам свои любимые каналы:

OsBend

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.