На рубеже 20-го века Глазго и Эдинбург становятся развитыми промышленными городами, но, в то же время, в Британии процветает движение «Искусства и ремесла» в противовес безличности и топорности фабричной продукции.
Гравюра и фотография делают доступными изображения для публики. Железнодорожное сообщение делает доступным, не только для аристократов, в частности Шотландское нагорье, которое в свое время стало крайне популярным благодаря романам Вальтера Скотта и стихам Роберта Бернса.
«Монарх долины» Эдвина Лэндсира, любимого художника королевы Виктории - образец живописи периода романтизма середины 19 века.
«Никогда еще не было более мощного визуального воплощения влияния Шотландии на воображение людей».
Но подобный романтический образ Шотландии постепенно исчезает с картин художников.
Возникают художественные группы, часто неформальные, разношерстные, участников которых объединяет лишь неприятие викторианской живописи: классических пейзажей и академизма в целом.
в книге Элизабет Пеннелл, опубликованной в 1895 году, есть фраза:
«Именно из Глазго… а не из Шотландской академии и школ Лондона современное британское искусство получило свой самый сильный импульс».
Одну из таких групп позже назовут «Мальчиками Глазго».
В группу входили, в частности, Артур Мелвилл, Джеймс Гатри, Джордж Генри, Эдвард Аткинсон Хорнелл. Лишь некоторые из них были уроженцами Глазго – Хорнелл родился в Австралии, Мелвилл в Эдинбурге. Как и их современники в Европе, все они были готовы попробовать что-то новое, свежее, когда дело касалось живописи.
Изначально на их творчество повлиял Жюль Бастьен-Лепаж, с бесстрастной честностью писавший жизнь французских крестьян.
Но восхищались они и работами Джеймса Макнила Уистлера, а некоторые, как, например, Генри и Хорнелл, путешествовали по Африке и Японии. Артур Мелвилл также писал в Испании, Египте и Персидском заливе.
Перед нами предстают совершенно иные пейзажи. Символизм вытесняет детальные и буквальные изображения природы, более важным становится именно декоративный подход: цвет ради цвета, текстура, узор, дизайн. Обычный пейзаж преображается, и этот эффект сравним с ярким восточным ковром.
У Мелвилла совершенно иной взгляд на Высокогорье, отличный от взгляда художников середины 19 века. Автор буквально заливает бумагу бессчетным множеством текучих красных, синих и красновато-коричневых тонов, которые, смешиваясь на поверхности, создают сияющий эффект.
Колорист Дж.Д. Фергюссон позже напишет, что работы Мелвилла «открыли мне ... путь к свободной живописи, это не просто свобода в использовании красок, но и свобода мировоззрения».
Мелвилл – авторитет для прочих художников группы, авантюрист, путешественник, яркий, как и его работы, особенный. Сын кучера, ученик бакалейщика. Оставил работу, чтобы изучать искусство. Его технику клякс и пятен искусствоведы назвали «blottesque».
Поэт от живописи, чудесным образом передающий настроение, по его собственным словам «пыльных раскаленных дорог, ослепительного белого света, деревьев, покрытых пылью».
В работах Хорнелла и Генри натурализм также отходит в сторону, сменяется кельтской и азиатской тематикой. В 1890 году они совместно пишут картину «Друиды: несущие омелу».
Эта мистическая, экзотическая картина озадачила многих зрителей и критиков, хотя один из них написал: «Очень большая квадратная картина ..... поразительная и на первый взгляд крайне нелепая. Но глаз привыкает к ее странным формам и оттенкам, и постепенно они начинают нравиться…….Это необычно, но было бы бесполезно отрицать, эффектно».
Процессия друидов спускается с холма после участия в священной церемонии срезания омелы со священного дуба. Спускается, чтобы принести в жертву двух белых быков.
Художники специально изучали черепа быков, чтобы убедиться, что данная порода присутствовала во времена друидов. Революционная, опередившая время работа – по тематике, цветовому решению, использованию сусального золота.
У зрителя создается впечатление, что персонажи вот-вот шагнут из рамы.
Генри и Хорнелл были одними из первых шотландских художников, совершивших поездку в Японию и Бирму.
Для Хорнелла азиатская эстетика была «величайшим импрессионизмом, которым до сих пор обладал мир – все бесполезные детали отброшены в сторону».
Картины Хорнелла и Генри были отмечены за «декоративную гармонию» на выставке в Мюнхене в 1890 году. Действительно, они порой похожи на сияющие драгоценные камни.
Но, главным является чувство места, принадлежность к нации. «Шотландскость», если можно так выразиться, неуловимо, но явно присутствует в их работах, являясь чистым наслаждением для заинтересованного зрителя.
О Девочках Глазго, Четверке и Макинтоше уже немало написано, поэтому предлагаю заинтересованным прочесть:
Из тени в свет. О жизни и творчестве "Девочек Глазго"
Девочка из Глазго. Короткая жизнь и яркая живопись Bessie MacNicol
Цветы в рисунках Чарльза Ренни Макинтоша
Обложка: Э.А. Хорнелл. Танец весны. Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-dance-of-spring-84538/search/actor:hornel-edward-atkinson-18641933/page/1/view_as/grid
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.