В последние десятилетия 19 века промышленность и торговля в Глазго процветали. Это был крупный город, порт и центр судостроения. Открывались театры, картинные галереи, школы и художественные студии.
Люди со средствами любили предметы искусства и охотно покупали их. Участники «Движения искусств и ремесел», зародившегося в середине 19 века, частью которого была и живопись, активно пропагандировали сделанные вручную предметы роскоши, теплые, изящные, отличающиеся от вещей, изготовленных промышленным способом.
Несмотря на то, что в основном мир искусства Шотландии был сосредоточен в Эдинбурге и, как правило, художниками создавались исторические полотна либо романтизированные пейзажи шотландского Нагорья, молодые художники из Глазго, второго по значимости города Британии, экспериментировали, искали новые места и темы для живописи.
По мере того, как менялись вкусы художников и покупателей, менялись и темы, которые они выбирали.
Помимо известной «Четверки», известными стали так называемые «Мальчики из Глазго» и «Девочки из Глазго». Эти группы художников представляют собой зачатки современной шотландской живописи. Появились они в начале 1880-х годов, их объединяет разочарование в академической живописи того времени.
Их вдохновляли французские реалисты, в частности мастер-натуралист Жюль Бастьен-Лепаж, с беспристрастной честностью изображавший жизнь французских крестьян. Молодые шотландцы начали работать на открытом воздухе, сделав основным изображение окружающего их мира (крестьяне, пейзажи, люди, занимающиеся повседневными делами).
На наш, современный взгляд, их работы также кажутся идеализированными, причудливыми и порой сказочными, но по сравнению с салонной академической живописью, они реальные и живые.
Обложка: "Элизабет за чтением" Источник: https://readingandart.blogspot.com/2014/08/bessie-macnicol.html.
Все картины в статье авторства Bessie MacNicol.
В 1845 году в Глазго открылась Школа искусств, а в 1885 году ее директором стал Френсис Генри (Фра) Ньюбери. Художник, преподаватель, новатор, в своей вступительной речи 1885 года в качестве нового директора, он категорически заявил, что хотел бы, чтобы в Школе искусств было больше женщин. Это было поистине смелое высказывание, ведь до середины 19 века женщинам, выбравшим богемную по меркам того времени артистическую карьеру, часто советовали рисовать исключительно цветы.
В Школу искусств Глазго женщин принимали с 1848 года, однако рисовать с живых моделей им разрешили только в начале 20 века. К 1902 году некоторые из будущих знаменитых художниц и основоположниц дизайна стиля Глазго учились или преподавали в технических художественных студиях Школы, а их работы на выставках и в публикациях получали международное признание. Одной из учениц Фра Ньюбери стала Бесси Макникол.
Хотя это и не автопортрет, в картине Бесси Макникол «Девушка шестидесятых» также изображена молодая женщина. Декоративный костюм на ней написан под впечатлением от театрального представления в Глазго, он также перекликается с одиночными женскими фигурами Данте Габриэля Россетти.
Вступление получилось длинным, а сама история будет короче, как и жизненный путь героини, но из многих "Glasgow girls" (Девочек Глазго) меня тронула судьба именно Бесси Макникол, упорно и целеустремленно пытавшейся осуществить свою мечту, в очень непростых жизненных условиях.
Элизабет, более известная как Бесси Макникол, родилась 15 июля 1869 года в Глазго в многодетной семье директора школы. У нее была сестра-близнец, умершая в младенчестве, да и из прочих детей выжили немногие. Бесси росла в компании двух сестер. Сама она с детства не отличалась крепким здоровьем. В биографических данных есть упоминание, что она страдала от аллергии, особенно летом. Тем удивительнее факт того, что она хотела стать художницей, не побоявшись токсичности красок.
Тем не менее, с 1887 по 1893 год Бесси Макникол училась в Школе искусств Глазго под руководством Фра Ньюбери. Среди ее современников были и сестры Макдональд (Маргарет и Фрэнсис), вошедшие в знаменитую «Четверку», группу основателей стиля модерн в Шотландии.
В 1893 году прошла ее выставка в Королевской академии в Лондоне, а затем, по настоянию Фра Ньюбери, Бесси уехала в Париж, в Академию Коларосси, основанную итальянским скульптором Филиппом Коларосси и достаточно демократичную для обучения женщин. Таким образом, Бесси Макникол стала и одной из первых женщин в Шотландии, хоть на время перебравшихся за границу, чтобы продолжить свое художественное образование, в то время как мужчины уже поступали так на протяжении веков. Одной из первых она пересекла как географические, так и социальные границы.
Но, по воспоминаниям современников, Бесси проводила больше времени, посещая художественные галереи Парижа, чем извлекая пользу из своих занятий в Академии, которые она называла сдерживающими и репрессивными.
Вернувшись в Глазго, в 1896 году Бесси Макникол сначала жила и работала в доме родителей, затем уже в собственной студии. В том же году она долгое время провела в маленьком городке Кирккадбрайт, излюбленном месте многих ее коллег-художников из Глазго. Там она, видимо, познакомилась со своим будущим мужем, Александром Фрю (1862-1908), который одно время стремился стать художником, но затем выбрал карьеру врача. В 1899 году молодожены переехали в дом на склоне живописного холма в пригороде Глазго, где для Элизабет отдельно была оборудована студия.
Ее вдохновляли музыка, обожаемая природа, пленэрная живопись Барбизонской школы, которую она, по-видимому, оценила во Франции.
Бесси Макникол почти ежегодно участвовала в выставках Института изящных искусств Глазго, иногда – в Королевской шотландской академии. В 1899 году состоялась ее единственная персональная выставка в Глазго. Она начала привлекать к себе внимание, а ее репутация как художницы была подкреплена выставками в Генте, Мюнхене, Вене, Питтсбурге и Сент-Луисе.
В 1901 году ее картина «Тщеславие» была выставлена в Мюнхене.
Картина «Осень» подобна прочим ее картинам, изображающим девушек, позирующим среди пестрой листвы. Кажется, благодаря мастерству художницы, на нее ложатся пятна такого же пестрого солнечного света. Сложный узор на лифе платья соперничает с узором на листьях. Блики и тени, ясный, невинный, но уверенный взгляд девушки - все это делает картину живой, умиротворяющей. Настоящая песня, гимн красоте природы и человека.
Бесси Макникол часто рисовала девушек под деревьями, буквально залитых солнечным светом. Картины эти являются олицетворением молодости и красоты разных времен года. Кроме того, они демонстрируют интерес художницы к моде последних веков. Писала она маслом и акварелью.
В 1903 году умирают родители Бесси, а в 1904 году, во время первых родов, от эклампсии, и она сама. По иронии судьбы, ее смерть была засвидетельствована ее мужем-гинекологом. Александр Фрю ненадолго пережил Бесси. Спустя недолгое время он повторно женился на певичке, а в 1908 году покончил жизнь самоубийством.
После его смерти его вторая жена в том же году продала дом, а все картины Александра и Бесси отправила в аукционный дом МакТира в Глазго. Многие из них до сих пор скрыты от глаз людей. Поэтому так мало известно о работе и жизни Элизабет Макникол.
В 1960-х годах началась попытка адекватно оценить вклад женщин – художниц в искусство, предшествовавшее модернизму. До этого в основном внимание было направлено на «Мальчиков Глазго».
Считается, что Уильям Бьюкенен, тогдашний глава Совета по искусству Шотландии, первым использовал имя Glasgow Girls в каталоге выставки Glasgow Boys 1968 года. Но термин «Glasgow Girls» впервые серьезно, без иронии, был озвучен лишь в 1990 году на основополагающей выставке Джуда Бурхаузера «Женщины в искусстве и дизайне 1880-1920 гг.».
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.