Группу шотландских художниц, дизайнеров, занимавшихся и ремеслами (шитьем, ткачеством, вышивкой, ювелирным делом), учившихся и преподававших в Школе искусств Глазго в конце 19-го - начале 20-го века, называют общим термином — «Девочки Глазго».
Они невероятно разные, и каждая из них внесла свой, особый вклад в зарождающийся британский модерн.
Поражает красота их романтических книжных иллюстраций, вышитых панно, их яркая живопись, изделия из металла, украшения с эмалью и полудрагоценными камнями.
Об истории возникновения Школы искусств Глазго, о том, как постепенно женщины стали получать доступ к художественному образованию, можно почитать в статье о Бесси Макникол, одной из самых талантливых художниц группы.
Но свой сегодняшний рассказ я начну с сестер Макдональд:
Маргарет - (1864-1933)
Фрэнсис - (1873 - 1921)
Панно "Семь принцесс" было заказано коллекционером Фрицем Варндорфером для Музыкальной комнаты своего дома в Вене, спроектированной Чарльзом Ренни Макинтошем и Маргарет Макдональд. Является иллюстрацией к пьесе Мориса Метерлинка, поэта-символиста, философа и драматурга.
Примерно в 1890 году отцу девочек Макдональд предложили должность управляющего шахтой. Семья переехала в Глазго. Маргарет и ее младшая сестра Фрэнсис поступили в Школу искусств, чтобы изучать дизайн.
В 1892 году директор Школы Фра Ньюбери представил сестрам Макдональд Чарльза Ренни Макинтоша и его друга, сокурсника-архитектора Герберта Макнейра. Ньюбери заметил сходство в их стиле работы и хотел, чтобы они стали друзьями. Они стали больше, чем друзьями.
На картине "Таинственный сад" мы видим спящую девушку, а над ней — ряд масок, являющихся частью ее сна. Сюжет навеян пьесой Мориса Метерлинка «Синяя птица», которая была поставлена в Глазго осенью 1910 года. Стилистически картина обязана работам Обри Бердслея и голландского художника Яна Торопа. В 1912 году Маргарет Макдональд выставила эту работу вместе с двумя другими акварелями в Эдинбурге. Они были очень хорошо встречены критиками.
Сестры Макдональд основали независимую студию. Источником вдохновения для них служил кельтский фольклор.
Современники поражались работе сестер Макдональд по металлу — тяжелой, грязной, работе, которой женщины обычно не занимались, а также их единству. Большая часть их ранних работ подписана обеими, а позже они даже забыли, кто из них и что сделал.
Сестры работали вместе вплоть до свадьбы Фрэнсис в 1899 году. Ее мужем стал Герберт Макнейр.
А в 1900 году сама Маргарет вышла замуж за Чарльза Ренни Макинтоша.
Вместе они образуют так называемую группу «The Glasgow Four» или «Четверку», но сестер Макдональд причисляют и к «Девочкам Глазго».
Панно «Лето» является одним из четырех изображений времен года, завершенных Маргарет Макдональд Макинтош и ее сестрой Фрэнсис МакНейр между 1897 и 1898 годами. Оно основано на одноименной акварели 1897 года.
Gesso —материал, сделанный из мела или гипса и связанный животным клеем. Он использовался еще в Древнем Египте, а в Школе искусств Глазго был введен в качестве отдельного предмета.
В то время, когда они только встретились, Макинтош был учеником архитектора в Honeyman & Keppie. Решив жениться на Маргарет, он разорвал помолвку с Джесси Кеппи, сестрой своего работодателя, рискуя потерять влиятельных друзей и покровителей. Но приобрел он гораздо больше. Влияние Маргарет на жизнь и творчество Макинтоша оказалось бесценным.
В письме другу он говорит: «Сейчас мы работаем над двумя большими панелями для фриза. Мисс Маргарет Макдональд занимается одним, а я другим».
Из письма жене: «Вы должны помнить, что во всех моих архитектурных работах вы были наполовину, если не на три четверти».
Жизнь четы Макнейров нельзя назвать счастливой. Они успешно выставлялись, но всего десять лет спустя все разрушилось. Макнейр разорился, начал пить. Фрэнсис бросала его и снова возвращалась. Примечательно, что даже когда Герберт Макнейр перестал заниматься искусством, Фрэнсис продолжала рисовать. Она умерла в возрасте всего 48 лет.
Макнейр уничтожил большую часть работ Фрэнсис после ее смерти.
Нора Нилсон Грей родилась 16 июня 1882 года в семье судовладельца из Глазго. С детства она любила гулять в саду, рассматривать цветы, любоваться нежными оттенками роз. Она была близка с няней, которая рассказывала ей чудесные истории о феях и кельтские легенды.
После окончания Школы искусств Нора Грей сама преподавала там дизайн керамики. Также она обучала девочек в школе Святой Колумбы в Килмаколме, где ее прозвали «Пурпурное пятно», потому что она просила своих учениц «искать цвет даже в тени».
В годы Первой мировой войны Нора Грей была медсестрой отряда добровольной помощи во Франции. В это время были написаны самые известные ее картины. Многие из них находятся в публичных коллекциях.
Несмотря на плохое здоровье, Нора Грей продолжала занятия живописью, выставлялась в Шотландии, Лондоне и Париже вплоть до своей ранней смерти в 1931 году.
Хотя самыми известными являются ее работы военного времени, сама Нора Грей предпочитала простые, трогательные «домашние» сцены.
Джесси Марион Кинг (1875-1949) получила строгое религиозное образование, отец запрещал ей рисовать, опасаясь, что она выберет неженское занятие.
Но Джесси нравилось рисовать в школе, а по дороге домой она прятала рисунки в кустах, опасаясь, что мать найдет их и порвет.
В 1898 году Джесси Кинг получила премию на Национальном художественном конкурсе в Южном Кенсингтоне, а всего год спустя уже работала над дизайном обложки книги в Германии. Преподавала в Школе искусств Глазго с 1902 по 1908 год.
Джесси Кинг является автором уникального стиля контурной иллюстрации.
Она занималась разработкой эскизов для тканей, обоев. Ее интересовали костюмы, дизайн интерьеров. Сеть Liberty's of London заказывала ей керамику и украшения.
Какое-то время жила в Париже, совместно с мужем управляя художественной школой Shealing. Позже, с началом Первой мировой войны, вернулась в Шотландию.
Джесси Кинг является одной из участниц сообщества художников в Кирккадбрайте.
Семья Элеоноры Аллен Мур (1885 - 1955) переехала в Шотландию из Северной Ирландии, когда ее отцу предложили должность священника приходской церкви. Училась в Школе искусств Глазго, рано начала выставляться. Первая и одна из самых ее ярких и чудесных работ — автопортрет, иначе называемый «Шелковое платье».
Во время Первой мировой войны, как и Нора Грей, работала медсестрой в эдинбургском госпитале.
В 1922 году она вышла замуж за доктора Роберта Сесила Робертсона. Когда его назначили на должность в муниципальном совете Шанхая, пара переехала в Китай.
В течение двенадцати лет они имели возможность путешествовать по стране, делать акварельные зарисовки из жизни простых людей. Также они исследовали дельту реки Янцзы на плавучем доме под названием «Bluebird».
В 1937 году между Китаем и Японией вспыхнули военные действия, семья была эвакуирована и вернулась в Шотландию.
Как писала ее дочь Айлса Таннер, она «любила китайское искусство, но не находилась под его влиянием».
Хочу показать вам работы и других "Девочек Глазго":
Энни Френч (1872-1965) — художница и иллюстратор. Влияние на ее творчество оказали прерафаэлиты, Обри Бердслей и Джесси Кинг.
Энн Макбет (1875 - 1948) — художница и вышивальщица. Автор пяти книг по вышивке. Некоторые ее работы украшают собор в Глазго, другие - хранятся в церкви Святого Патрика в Паттердейле.
«Девочки Глазго» являются лишь частью движения «Искусств и ремесел» в Британии, о них надолго забыли, термин появился лишь в 1990 году, в каталоге выставки « Женщины в искусстве и дизайне 1880–1920». Но сходство их несомненно — сила духа, талант, успех перед лицом общества.
Обложка: Нора Нилсон Грей. "Портрет девочки в голубом". Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/portrait-of-a-girl-in-blue-84290/search/actor:gray-norah-neilson-18821931/page/1/view_as/grid
В названии цитируется стихотворение Арсения Тарковского "Бабочка в госпитальном саду".
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.