Найти в Дзене
Чернильница из хлеба

Выставка “Выбор Добычиной” в Музее русского импрессионизма. Скандалы, интриги, расследования и “Черный квадрат” Малевича. Часть I.

Оглавление

Не знаю, может у вас есть какой-то лайфхак, чтобы легко и интересно описать художественную выставку? Такой, чтобы не скатиться в бесконечное перечисление громких имен художников, сухую хронологию событий, датировку написания картин или перепост искусствоведческих выкладок о мягких линиях и глубоком цвете.
Мне невероятно сложно такое дается. Хочется и эмоции свои передать, и поделиться тем новым, что удалось узнать. А как это сделать не очень занудно? Не понятно.

Поэтому попробую просто описать, на мой взгляд, самые интересные факты о выставке:

1. Что за конструкция такая “Выбор Добычиной”? И почему мы ничего сейчас не знаем о Надежде Добычиной?

 Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"

“Выбор Добычиной” – это временная выставка (идет до 8 сентября, успейте сходить), посвященная одной из первых русских галеристок Надежде Добычиной.

В 1911 году в Санкт-Петербурге она открыла частное Художественное бюро. Изначально цель существования бюро была чисто коммерческая – посредничество между художниками и покупателями. Все представленные объекты в стенах галереи, будь то постоянная экспозиция или временные выставки, можно было купить. И, да, вход на выставки и другие мероприятия Бюро также всегда был платным. Достаточно быстро Художественное бюро стало важной для культурной жизни Санкт-Петербурга независимой творческой площадкой, где проводились новаторские выставки, а художники-экспериментаторы имели возможность показать себя.

А еще, Надежда Добычина была коллекционером предметов искусства. Ну, странно было бы, если нет.

Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"

Выставка “Выбор Добычиной” представляет собой пространство, где внешний круг – это работы художников, представленные на знаковых выставках Художественного бюро за всю 10 летнюю историю его существования. А внутренний круг (со стенами изумительного свекольного цвета) – работы художников из личного собрания Надежды Добычиной.

Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"

К сожалению, многие имена история просто стирает из поля видимости потомков. Особенно, если судьба выдала билет в жизнь на сломе эпох, которым присущи различные исторические катаклизмы. Так случилось и с Надеждой Добычиной. Современники ее называли “Дюран-Рюэль в юбке”, критики отмечали, что в истории русского искусства начался “добычинский период”. За 5 лет активной работы Бюро (до революции 1917 года) все самое интересное в культурной жизни Петербурга происходило именно там.

2. Выставки Художественного бюро: скандальная Наталья Гончарова, “Черный квадрат” Малевича и Марк Шагал.

  • В 1914 году впервые в Петербурге в залах Художественного Бюро прошла персональная выставка Натальи Гончаровой. Было представлено около 250 работ художницы. Критикам не понравилось. Особенным нападкам подвергся ее религиозный цикл работ. 12 картин, которые сочли сильно “оскорбляющими религиозные чувства” власти города потребовали удалить с выставки. Чуть позже прошла повторная проверка духовного цензора. И он ничего “такого” не увидел. Картины вернулись обратно на выставку.
Один из залов выставки “Последняя футуристическая выставка картин “0,10”. Фото взято из телеграм-канала Музея русского импрессионизма.
Один из залов выставки “Последняя футуристическая выставка картин “0,10”. Фото взято из телеграм-канала Музея русского импрессионизма.
  • “Черный квадрат” Казимира Малевича первый раз был представлен публике именно в стенах Бюро Надежды Добычиной. В конце 1915 года она предоставила залы своей галереи для выставки “Последняя футуристическая выставка картин “0,10”. Было показано 150 работ 14 художников. Публика была не готова. Кажется, не вся публика и сейчас все еще готова к такому искусству. Тогда была продана всего одна работа – Иван Пуни “Мытье окон”.
Иван Пуни "Мытье окон", 1915 год. Фото взято с сайта magazineart.art
Иван Пуни "Мытье окон", 1915 год. Фото взято с сайта magazineart.art
  • Тесно Надежда Добычина дружила с художественным объединением “Мир искусства”. За время существования Бюро шесть сборных экспозиций мирискусников были представлены публике.
Борис Кустодиев "Финский букет", 1917. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Борис Кустодиев "Финский букет", 1917. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Игорь Грабарь "Рябинка", 1915 год. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Игорь Грабарь "Рябинка", 1915 год. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
  • много интересных художников, сейчас практически неизвестных широкой публике, имели возможность устроить с помощью Надежды Добычиной свою персональную выставку.
    Например,
    Александр Гауш. Или выставка “Трех”, на которой представили свои работы Яков Бельзен, Степан Писахов и Иероним Ясинский, Причем, профессиональным художником из них троих был только Яков Бельзен. Степан Писахов увлекался живописью, но в последствии стал писателем-сказочником. Его изображение северной природы просто завораживает. Степан родился в Архангельске и часто возвращался на Север в своих творческих экспедициях.
    К сожалению, фото не передает всей красоты картин Писахова. Придется идти на выставку.
Александр Гауш "Китайская ваза", 1915-1916. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Александр Гауш "Китайская ваза", 1915-1916. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
  • Надежда Добычина поддерживала молодых художников. В стенах ее Бюро прошли первые показы для Петербургской публики работ Марка Шагала, Василия Кандинского, Юрия Анненкова и других. Вот тут уже не приходилось говорить о коммерции. Эти работы почти не продавались. Эх, вот бы машину времени. Сейчас на аукционах картины этих художников бьют немыслимые рекорды по цене продажи.
Марк Шагал "Аптека в Витебске", 1914 год. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Марк Шагал "Аптека в Витебске", 1914 год. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Юрий Анненков "Мечты провинциала (Боровичи)", 1912. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"
Юрий Анненков "Мечты провинциала (Боровичи)", 1912. Фото автора с выставки "Выбор Добычиной"

Ох, много текста и картинок получается.
Беру паузу на пару часов и продолжу. Еще пара пунктов всего, обещаю.
Не переключайтесь!