Найти тему
Наш особый путь

Дополнительные методы коммуникации. Путь от потери речи при аутизме к коммунитатору.

Дорогие читатели!

Здесь я расскажу о нашем пути от полной потери слов у Антоши до поиска альтернативных методов коммуникации.

Для тех, кто впервые на моём канале- здесь я рассказываю о нашем опыте жизни с аутизмом нашего сына Антошки, которому сейчас 10 лет. О наших радостях, трудностях и путях решения проблем.

В этой статье я рассказывала как исчезли слова у Антошки.

В течении нескольких лет после полного исчезновения слов у Антоши были фазы/ периоды, когда снова было много звуков, появлялись снова какие-то слоги, и мы думали- вот оно, ещё чуть чуть и слова снова возвратятся.

Увы...

Эти периоды были недолгими и и снова тишина.

Аудиолог проверял несколько раз насколько хорошо ухо проводит сигнал в мозг, всё было в норме.

Одновременно мы конечно посещали логопеда, эрготерапевта, физиотерапевта.

Все родственники, друзья и знакомые, кто знал нашу историю регулярно интересовались в то время-

,,Заговорил снова?,, ,,Слова вернулись?,,

Сейчас, когда Антошке 10 лет, эти вопросы уже редко слышишь...

Конечно самые близкие и так в курсе, а многие негласно считают, что если заговорит, то мы и сами скажем, что впрочем логично.

Понимают что этот вопрос с годами уже даже где-то травмирует.

Так вот, слов нет и нет, терапии шли своим чередом, как и процесс принятия диагноза нами.

Педагог из центра аутизма и логопед работали в первую очередь на ,,возвратить контактность,, - найти ключик к ребёнку и начать взаимодействие.

Это получилось далеко не быстро, тяжко- кропотливо, но совместными усилиями понемногу началась прорисовываться контактность и открытость.

Контактность конечно была своеобразная, так сказать СВОЯ.

Но она появилась , вернулась, Антоша сам стал подходить и по своему контактировать- тянуть за руку или одежду , смотреть, иногда и обниматься, то есть стала видна разница между Антошка возраста 3-4 года и Антошка в 5-6 лет.

Со временем стало всем ясно, что нужно искать альтернативные методы общения..

Параллельно логопед работала над имитацией, имитация до сих пор остаётся непростой темой, но кое -что Антошка может имитировать.

Язык жестов.

Когда впервые тема языка жестов повисла в воздухе, от знакомых и друзей пошла реакция не понимания, неудоумения.

,,Зачем ему это, он же не немой, это помешает ему снова заговорить,, ...

Так вот , это не так. Язык жестов не мешает заговорить ребёнку, а общение облегчает значительно. Знаю несколько таких деток лично.

Язык жестов к сожалению не прижился по причине той самой слабой имитации и отсутствия интереса у него к этому виду коммуникации .

Тем не менее Антошка знает значение нескольких жестов, мы их в повседневной жизни используем и он смотрит и в целом реагирует.

Но сам он не стремится их использовать, то есть не принял ( пока?) данный данный тип коммуникации.

Карточки PECS, Metacom.

Этот тип коммуникации у Антошки несколько лет не работал никак, то есть он их полностью и не отвергал, но и не использовал по назначению.

Фото сделано мною.
Фото сделано мною.
PACS книжка
PACS книжка

Ему нравилось их держать в руке и по просьбе дать нужную карточку он охотно давал лишь бы какую -)), иногда случайно конечно и ту, что надо. Но это скорее была для него игра и не более.

Основная проблема состояла и сейчас ещё частично состоит в том, что Антошка не всматривается в карточку, взгляд скользит и интерес низкий к использованию этих карточек.

Метод ,,нужная карточка - в ответ вкусняшка,, работает через раз.

Конечно за вкусняшку он готов все карточки подать, но не всегда нужную.

Чем меньше карточек для выбора и чем более они яркие и однотонные по типу ,, да- зелёная, нет- красная,,

тем ему конечно легче выбрать.

Тем не этот метод не заброшен , он используется параллельно с другими.

Коммуникатор. То(л)кер.

Этот метод работает лучше других, хотя пока и далёк от ,,хорошо,,

Но уже близок к ,,не плохо,,

Фото сделано мною. Антошин коммуникатор.
Фото сделано мною. Антошин коммуникатор.
Здесь  отображён распорядок школьного дня.
Здесь отображён распорядок школьного дня.

Наш теперешний логопед подняла тему то(л)кера в обличии программы на айпаде когда Антошке было 6 лет. В том возрасте он ещё много бросал предметы и все опасались за дорогущую технику. Поэтому мы взяли ещё крепления к столу и к стене ( тоже по рецепту).

Есть конечно и не электронные типы коммуникаторов, но логопед после тестирования разных типов коммуникаторов сочла, что они не подходят Антошке.

Как мы оформили финансирование электронного коммуникатора через больничную страховку в Германии?

Антошин логопед написала заключение- справку, где указала какие типы коммуникатора протестировала и какой Антошке более целесообразно использовать. Ещё приложили к рецепту стоимость коммуникатора от фирмы- посредника.

После этого я отослала эту справку- письмо с ценником в центр развития неврологу, у которого Антошка наблюдается и тот на основании этой справки выписал рецепт на коммуникатор.

Больничная страховка оплачивает коммуникатор не говорящим или очень плохо говорящим и только уже с установленным диагнозом.

При этом коммуникатор включая все приспособления к нему и сумку для транспортировки НЕ является нашей собственностью, он остаётся навсегда собственностью страховой фирмы, но клиент может пользоваться коммуникатором столько сколько надо, хоть пожизненно. Ремонт осуществляетсятоже за счёт страховки.

И вот, уже 4 года Антошка пользуется этим коммуникатором.

Программа для коммуникации-

,,Go Talk Now,,

При использовании ему нужно ещё помогать, но в целом он проявляет больше интереса чем к остальным методам.