Найти тему
Честный копирайтинг

Как я превратил копирайтинг в профессию?

Оглавление

«А что, из копирайтинга правда можно сделать профессию? Это не просто подработка для студентов?»

Чем больше я честно рассказываю о копирайтинге, тем больше сталкиваюсь с тем, что:

• Кто-то не верит, что это серьёзная профессия. Её считают чем-то вроде раздачи флаеров.

• Другие настолько обработаны чёрной пропагандой в стиле «приходи в копирайтинг и заработай миллион за неделю», что воспринимают его как финансовую пирамиду.

Что ж, сегодня я расскажу, как всё это было у меня.

Этап 1. Любовь к текстам

До 10-го класса я вообще не думал, что буду что-то писать, серьёзно. Я хотел идти в науку.

Другое дело, что читать я любил всегда. А в 2002 году неожиданно для себя взял и написал три фэнтези-романа.

Писатель во мне родился абсолютно неожиданно для меня самого, и все мои «научные» планы полетели в тартарары. Но зато я как-то резко понял, что это – судьба.

Все учителя были в шоке, узнав, что лучший ученик естественнонаучного класса «послал» и химию, и биологию. Но что делать – герои собственных книг уже вытеснили из моей головы и митоз клеток, и формулу бензола. Я пошёл на филфак.

Если вы любите писать, то вполне можете попробовать копирайтинг.
Если вы любите писать, то вполне можете попробовать копирайтинг.

«На филфаке меня научили всему, что мне пригодилось для моей работы в копирайтинге». Ага. Десять раз. Оглядываясь назад, я понимаю, что нас не учили абсолютно НИЧЕМУ, что может хоть как-то пригодиться в реальной жизни. И в первую очередь, за 6 лет я не прослушал ни одной лекции на тему «Как заработать денег»?

И правда: кому они нужны, эти деньги?! Настоящий филолог питается чистой поэзией!

И однако же, эти годы не прошли даром. Я не знаю, как именно воздействуют на мозг 100-часовые курсы старославянского, латинского и греческого, зарубежной литературы и русской прозы 19-го века. Но совершенно мистическим образом это даёт глубокое «чутьё языка». Я уверен, что оно помогает моим текстам быть живее и интереснее. Хотя как это всё работает, я до сих пор не понимаю.

Как бы то ни было, в 2011 году университет закрыл за мной дверь. Со мной были:

• Диплом магистра.

• Глубокое чутьё языка.

• 0 часов какой-либо практики.

• Вера в то, что я обязательно реализуюсь.

Вывод: всё это были замечательные забавные годы, когда можно было просто «поглощать» разные книжки и ни о чём не беспокоиться. Но я думаю, что если вы любите читать и писать, если у вас живой интерес к книгам и словесности, шанс преуспеть в копирайтинге у вас намного выше.

Этап 2. «Мальчик с золотыми пятками»

Ага, именно так редактор нашего журнала называл всех нас – репортёров и журналистов. Ведь в этой профессии бегать приходится значительно больше, чем писать.

Конечно, работать в журнал я пришёл намного раньше, чем закончил вуз. Так что у меня на тот момент не было диплома! Но, как оказалось, он никому и не нужен.

- Хотите быть журналистом?

- Да.

- Напишите текст, мы посмотрим.

Вот и всё. Я написал – меня тут же приняли сразу на две ставки. Ведь других журналистов в журнале, говоря откровенно, на тот момент не было.

Чему меня научил этот журнал?

• Быстро и много перемещаться по городу.

• Брать интервью у разных директоров и бизнесменов.

• Тому, что практические навыки намного важнее, чем любые «регалии» .

• Тому, что если у компании есть деньги, то и у меня они тоже будут.

Последнее стало прямо открытием. Ведь когда я писал в местную газету, мне платили 500 рублей за 2 листа текста. А когда делал такую же по объёму статью в свой журнал, то получал 5000 рублей.

5000 в 2011 году! Да это было целое состояние.

• Почему журнал столько платил? Потому что на своих страницах он размещал рекламу. Один разворот стоил рекламодателю 50 тысяч. А разворотов под рекламу в каждом издании было 8.

• Почему газета платила 500 рублей? Потому что на всю редакцию было 20 тысяч в месяц из бюджета.

Вывод: надо думать, с кем работать. У работодателя у самого должны быть деньги. И чем их больше, тем лучше буду жить я.

Кстати, умение брать интервью пригождается и в профи-копирайтинге. Ведь некоторые серьёзные сайты и порталы просят давать материалы с мнениями экспертов.

А вот умение быстро бегать – к счастью, нет.

Работа журналиста может дать ценные навыки для копирайтера.
Работа журналиста может дать ценные навыки для копирайтера.

Этап 3. Ночной трудоголик

При всех его достоинствах, журнал был не резиновый. В месяц мне давали только 3-4 статьи. То есть, 20 тысяч был потолок.

Вот почему меня очень порадовало открытие «резинового» интернета.

Появился заказчик, который стабильно платил 30 рублей за 1000 знаков текста. А работы у него всегда было бесконечно много!

Тогда-то я обнаружил, что, оказывается, не зря набирал на клавиатуре свои фэнтези-романы по 500 страниц! Это дало мне нехилый навык быстрой печати. Я легко делал 20, 30, 40 и даже 50 тысяч знаков в день. 50х30=1500!

Ладно-ладно, это я загнул. 50 тысяч знаков в день – это ни разу не легко. Это красные глаза, дрожащие пальцы и потустороннее выражение лица.

Но зато 1500 в день, Карл!

Объём – это замечательно. А как же качество, спросите вы. Да, вы угадали. Всё как в анекдоте про машинистку. «Я печатаю в час 20 листов. Правда, такая ерунда получается». Но тогда на дворе был ещё 2012-2013 год. Чёрное СЕО. Тексты для поисковых роботов. Про Баден-Баден и Главред никто и слыхом не слыхивал. Мои литературные таланты даже никому не были нужны. ПЛАТИЛИ ИМЕННО ЗА ЕРУНДУ.

А в 2012 году, подняв ставку до 100 рублей/1000, я за месяц заработал свой первый полтинник. И тогда же влез в свою первую ипотеку.

Чем раньше вы закончите работать по ночам, тем лучше.
Чем раньше вы закончите работать по ночам, тем лучше.

Вывод: трудолюбие, в любом случае, никто не отменял. Работать в копирайтинге придётся много. Готовьтесь.

Этап 4. Даёшь качество!

Казалось бы – что ещё мне надо? Плати ипотеку да радуйся. Но в 2013-2014 году случилась целая череда кризисов.

1. На биржах возросла конкуренция.

2. Стали появляться новые требования к текстам.

3. Заказчики вне бирж уже не жаждали платить за ерунду больше 100/1000.

4. В какой-то момент (это был 2015 год) я оказался вообще без заказчиков и денег. Но с ипотекой (уже второй).

Весёленькая ситуация, не правда ли?

Вот тогда-то ко мне и пришла расплата за качество моих текстов, над которым до этого я не сильно хотел работать!

И ещё больше – за недостаточные навыки поиска клиентов.

Тогда-то мне и пришлось потратить последние деньги на то, чтобы в ускоренном темпе проходить курсы «повышения квалификации». 3-4 часа в день я снова «учился в школе». Делал домашние задания. Писал много, но не за деньги. Кстати, это было очень непривычно.

Сейчас нет смысла вспоминать, как назывались те курсы. Не факт, что они ещё существуют. Но я перечислю навыки, которые мне пришлось изо всех сил шлифовать:

• Писать качественно. Без воды и сложных конструкций.

• Делать разные виды текстов. Аналитика, продающий, лендинг. Всё это разные вещи.

• Решать с помощью текстов конкретные проблемы клиентов.

• Искать заказчиков и договариваться с ними.

Что больше всего заботит наших коллег-копирайтеров, знаете? Могу чётко сказать: из каждых 10 человек, кто обращается ко мне за советом, у 7-8 проблемы с поиском заказчиков. И только у 2-3 что-то ещё!

Однако если нет заказчиков, то это не значит, что с качеством текстов и пониманием проблемы клиента всё в порядке! Обычно «править» надо всё в комплексе.

Когда я прошёл курсы (а точнее, целый блок курсов), немедленного эффекта, на который я так рассчитывал, не было. Однако спустя месяц у меня появился заказчик из Европы, с которым мы работали уже не по 100, а по 200-300 рублей за 1000 знаков. А ещё спустя полгода у меня снова был «завал работы».

Вывод: если бы я мог вернуться в 2012 год, я бы сказал себе: не доводи ситуацию до полного кризиса! Начинай СЕЙЧАС повышать своё качество текстов. Тогда вырастут и ставки.

Довольство клиентов станет для вас драйвером для быстрого развития.
Довольство клиентов станет для вас драйвером для быстрого развития.

Этап 5. Профессионализм и отвага!

«Копирайтерский рай», в который я так долго пытался вломиться, открыл для меня свои двери только в 2016 году.

А что, кстати, он из себя представляет?

1. Всего 2-3 заказчика вместо ежедневного изнуряющего (!) поиска клиентов.

2. Каждый заказчик платит от 5 до 15 тысяч рублей в неделю. Начинаешь любить стабильность.

3. Никаких авралов. «Срочно» теперь означает «в течение пары дней», а не «в течение пары минут».

4. Никто никогда не говорит мне, как надо написать текст. Предполагается, что я сам это знаю.

Вся эта неторопливость, доверие заказчиков и высокие ставки, конечно, радуют и быстро вызывают «привыкание». Но единственное что – они и расслабляют.

За эти годы я уже пару раз терял крупные проекты. И всегда это было очень неприятно. И каждый раз я напоминал себе, что нужно искать заказы КАЖДЫЙ ДЕНЬ! И быть отважным. А это значит – не стесняться заявлять о себе абсолютно везде, где только можно.

Но уж что я теперь никогда не забуду – так это то, что надо постоянно повышать свой уровень.

Я не знаю, обрели вы уже «копирайтерский рай», или ещё нет. В любом случае, советую обрести отвагу, чтобы рассказывать о своих услугах часто и много. Это единственный способ привлекать большой поток клиентов помимо бирж.

Ну а большой опыт и большой объём знаний будут не только повышать вам отвагу, но и обеспечивать достаточный объём дохода, чтобы копирайтинг был единственной и любимой профессией.