("Украденное", оно же "Забор", The Fence, 2022, Великобритания)
Как гласит британская кинорежиссерская мудрость: не знаешь, с чего начать карьеру в большом кино - начинай с фильма про уличный криминал. Тем паче в Британии он, считай, в каждом городе, а подчас и в деревне, настолько своеобразно-колоритный, что эта тема по сей день остается многогранной и неисчерпаемой.
Правда, в отличие от Гая Ричи, Мэттью Вона, Джона Майкла Макдоны и Дэнни Бойла, другим последовавшим этой мудрости чувакам, увы, не так повезло. Либо не повезло вовсе. Поэтому режиссерские карьеры таких личностей, как, например, Райан Хупер ("Плата"), Уилл Джуэлл ("Железобетонные планы"), Уилл Торн ("Тихая ночь"), Пэдди Слэттэри ("Вне закона"), Джеймс Кермак ("Кастет"), или Скип Вудс ("Кровавый четверг"), по сей день состоят из пары-тройки короткометражек и единственного полнометражного фильма. При том, что многие из них дебютировали вполне достойно, и шансы продолжить делать большое кино у них были вроде бы неплохие.
Какое будущее ждёт очередного дебютанта, использовавшего ту же "улично-криминальную" тактику для своего режиссерского почина, Уильяма Стоуна, трудно сказать. Но, судя по его текущему состоянию дел - тоже явно незавидное.
Однако, при всей малобюджетности его стартовой картины "Украденное", она производит неожиданно хорошее впечатление. И все традиции британского чёрно-юморного кино "про уголовников" в ней соблюдены. А откат сюжета в эпоху 80-х лишь добавляет ей художественности, особенно на фоне Бристоля, что крайне редко "позирует" в такого рода фильмах.
На самом деле Стоун немножечко схалтурил, но в безобидном смысле этого слова. Поскольку его дебют - это 90-минутный ремейк его же собственной 20-минутной короткометражки шестилетней давности "The Fence". Откуда из актеров был взят один лишь исполнитель главной роли Дэвид Перкинс, а все прочие набраны теперь из профессиональных тружеников британского кино и телевидения. Рядом с которыми, однако, Перкинс держится молодцом, и с ролью слегка тормознутого паренька из пригорода справляется.
А зовут его персонажа Стивеном, причем он никакой не бандит, не уличная шпана и не наркоман. Стивен - скромный продавец в мясной лавке, позволяющий себе разве что пива в пабе с друзьями выпить. И главная его мечта в текущей жизни, это не стать самым четким пацаном "нараЁне", а... всего-навсего купить себе мотоцикл "Хонда". И не какой-нибудь там понтовый, сойдёт и самый "народный", поскольку крутить педали "ве́лика" ему уже осточертело - чай давно не школьник, а почти взрослый мужик.
Вот только ни папка-алкаш, ни мамка, затюканная домохозяйка, не могли подкинуть Стивену деньжат на заветный байк. И приходилось ему крутиться самому: то рыбки "набраконьерить" и торгануть ею, то еще где по мелочи деньжат сшибить, но в основном - откладывать в кубышку с зарплаты.
Как бы то ни было, но однажды заветная сумма фунтов стерлингов была Стивеном накоплена. И вот он, радостно тарахтя мотором свежекупленной "Хонды", катается, счастливый, по округе. Ясен болт, в "кожанке" и шлеме - почти как большой!
Увы, счастье оказалось быстротечным. Ведь стоило как-то раз Стивену бросить свой байк лишь на пару минут без присмотра, как тот вжух! - и угнали.
Трагедия - не то слово, пусть даже и не шекспировская.
Само собой, что перво-наперво Стивен отправился в ближайший полицейский участок, дабы накатать "заяву". Но там, узнав, что он - младший брат известного окрестного дебошира и избивателя полицейских, - вежливо послали Стивена, мягко говоря, нафиг.
В связи с чем он, конечно, приуныл, но так это дело тоже не оставил. И пошел расспрашивать тех своих приятелей, кто был в курсе местной уголовной движухи и мог Стивену хоть чем-то помочь.
И, разумеется, как же было не озадачить этой вселенской проблемой родного братишку, уж коли Эндрю оказался косвенно, но виновен в том, что полиция дала обнюхать Стивену её средний палец. Благо, Эндрю как раз было нечем заняться, поскольку его сегодня выперли с работы. За что? Естественно, за мордобой, за что же еще? А по пути домой он вдобавок отмутузил дубиной какого-то мерзавца - короче, размялся братан перед охотой на украденную "Хонду", можно сказать, неплохо.
И пойдет Стивен по злачным местам "раЁна", то с корешами, то с братом, то в одиночку в поисках своей тарахтящей "прелести". Или, если вдруг искать ее было поздно - значит, мстить за нее и за свои поруганные мечты. В жестко-ироничной атмосфере 80-х, в соответствующем антураже, под заводную аутентичную музычку.
И пусть столь же могучим талантом, как у молодого Гая Ричи, Уильям Стоун не обладает, его "дебютник" всё равно выдался чертовски хорош, хулиганист и по-своему обаятелен. Равно как все участники этой истории сыграны ярко, каждый - со своими бзиками, и вспоминаются они с неизменной улыбкой. Да и само кино наверняка вам запомнится, пусть даже в нём нет ничего шокирующего и "вот-это-поворотного".
***
В общем, если у вас вдруг проснулось желание устроить себе телеэкскурсию по криминальному пригороду Бристоля 80-х - "Украденное" Стоуна станет для этого, пожалуй, лучшим и нескучным экскурсоводом.
При этом, казалось бы, депрессивная обстановка тех спивающихся бандитских окраин должна и на вас нагнетать мрак и уныние - ан нет, не нагнетает! Ну разве что в парочке особо драматичных сцен, не более. Но в основном Стоун будет развлекать нас жесткой "жизненной" иронией и забавными персонажами. Обитающими в своём особом мире с его удивительной двуногой "фауной", и хищной, и травоядной.
И всё это прорисовано Стоуном на загляденье детально и старательно - похоже на то, что он и сам из Бристоля 80-х. Ибо так живописно донести до нас с экрана атмосферу того мира и его улиц/ подворотен/ притонов может явно лишь тот, кто сам "поварился" в его котле.
Короче говоря, жаль, что об этой симпатичной картине мало кто знает даже на IMDb, даже через год после ее премьеры.
Но вы-то с данного момента к таковым "незнайкам" уже не относитесь, поэтому можете побаловать себя ею в любое удобное для сего баловства время.
Трейлер фильма: