23,3K подписчиков

АвтоВАЗу порвало цепочки: полная хроника факапов волжского гиганта

249 прочитали

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной:

— Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов. Ярлыки перевешиваются, как «Вкусно — и точка». И в два раза дороже.

К российским компонентщикам при этом Тольятти и другие вендоры в очередь не выстроились.

— Знаешь, они порой чуть ли не с «железки» запчасти берут, чтобы конвейер не стопорился, — говорил мне тогда же другой собеседник, из Тольятти.

«Железка» — это «Железный рынок». Как «Белая башня» в Екб, только с акцентом на запчасти и в Тлт. Из мая’23 «берут запчасти на «железке» для конвейера» звучало как фигура речи.

Судя по последним событиям, ситуация где-то и правда около.

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.

Белый, белый или белый: новая цветовая палитра

Пока мы отходили от «Иннопрома» и морально готовились к российско-африканскому саммиту, из городских пабликов Тольятти пришла тревожная весть: на линии Granta закончилась вся краска, кроме белой. В итоге в сентябре машины будут красить только в «ледниковый» акриловый. До тех пор все не так плохо: есть запасы черной эмали. Так и идут по конвейеру — белая Granta, черная Granta, белая, черная. Не производственная площадка, а метафора нашей жизни.

Пресс-служба проблему не подтверждала, но это вообще характерная деталь последних месяцев: то, что в тольяттинских пабликах и кухнях обсуждается как свершившийся факт, официальные лица подтверждают через раз. Опровергать в данном случае что-то бессмысленно: конфигуратор на официальном сайте дает исчерпывающую картину цветовой палитры и разнообразия оттенков.

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-2

МЧС не придет на помощь

Тоже характерный сюжет. 19 июля по телеграмам и новостным лентам расходится новость «80% Vesta NG сходят с конвейера некомплектными». Следом информацию подтвердил президент Российской ассоциации дилеров: по его оценкам, некомплект, который приходит к продавцам на местах, — 50%. Сообщалось, что у машин недостает кнопок «ЭРА ГЛОНАСС» (вызов аварийных служб на место ДТП) и рамок щитков прибора.

Официально предприятие это сначала резко опровергло («АвтоВАЗ не комментирует мнения людей, далеких от деятельности завода»), но следом почему-то прислало релиз:

«АВТОВАЗ» объявляет кампанию по дооснащению автомобилей семейств Granta, NIVA Legend и NIVA Travel ... блоками «ЭРА ГЛОНАСС».

Если 79,5 тысяч автомобилей кнопкой надо дооснастить, то изначально 79,5 тысяч штук ими были не оснащены? Получается, если инсайдеры где-то и ошибаются, то в отдельных деталях, но не в фактуре по-крупному.

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-3

Сложная технологическая операция

Мы любовались новой Lada X-Cross 5 на ПМЭФ и очень радовались старту ее производства, но преждевременно. Примерно сразу выяснилось смешное: машина представляет собой цельнотянутый FAW Bestune T77 с переклеенными шильдиками. То есть чтобы из FAW вышла Lada, надо заменить бейдж.

И это оказалось сложной технологической операцией. Еще в дни выставки зубоскалы отметили, что на фасаде шильдики поменяли на ладью, а на руле красуется бейдж FAW. На первых серийных машинах оказалось то же самое.

И это серьезная проблема. Переклейка шильдика на руле затрагивает конструкцию рулевой колонки, в которую интегрирована подушка безопасности. Просто взять и поменять лого на какое-то другое с наскока не вышло. У т. н. «Москвича» таких проблем не было: там лого сразу удачно походило на оригинальный JAC — никаких проблем с конструкцией рулевой колонки, бери и лепи.

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-4

Переобув на лету

Видимо, со сложной технологической операцией по переклейке шильдика связан и ступор с производством и продажей X-Cross 5. В последнем интервью ТАСС глава завода Максим Соколов анонсировал старт продаж в IV квартале.

Но постойте, Максим Юрьевич, — на запуске производства Минптромторг называл другу дату:

«Старт продаж LADA X-cross 5 запланирован на III квартал 2023 года».

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-5

«Дополнительные дни отпуска в разгар курортного сезона» ©

Сильно неритмично и само производство на головном предприятии. Так, под занавес июля АвтоВАЗ взял и объявил «внеплановый корпоративный отпуск» с приостановкой производства. Сделали при этом хорошую мину: «Перенос трех дней отпуска на июль не повлияет на ход исполнения производственного плана, так как общее количество рабочих дней в течение года не изменится».

По удивительному стечению внеплановый корпоративный отпуск хронологически совпал и с новостями об отсутствии «ЭРЫ ГЛОНАСС», и с нехваткой любой краски, кроме белой, и с некомплектом рамок щитков прибора, и с переносом старта продаж X-Cross 5 сразу на квартал вперед.

То есть, похоже, и правда конвейер худо-бедно работает с тем, что удалось найти на «железке».

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-6

Итог: неизбежный дефицит

Неритмичное производство и «внеплановые отпуска» резонно сказались на наполнении дилерских центров. Еще в июне, на старте продаж Vesta NG, мы пообщались с дилерами на местах: кому-то дали 5 машин, кому-то 3, самым крупным отгрузили несколько десятков.

Как для машины, которая даже в нелучшие годы расходилась тиражом ~9,5 тыс. экз/мес, такие «порции» выглядят неправдоподобно малыми. И проблема с наполнением салонов не только «Вестами» — Granta тоже смели. Говорит третий наш источник в Тольятти, у которого есть друг, у которого есть брат, у которого есть сват в «высотке*» (типичная для Автограда история):

— Все просто: нет запчастей. Вообще ни [чего] нет. У одноклассника в «высотке» родственник. Говорит, что комплекты для «Весты» завезли через Прибалтику. Сейчас этот коридор прикрыли. Ищут новый. Я тебе уже говорил, но повторюсь: «Гранту» не купить. Машин нет. Другой приятель хотел взять через лизинг три машины, чтобы сдать в такси. Ни [чего] не вышло! Стоянки у дилеров пустые. После «Пригожина выходного дня» все смели.

О том, что у АвтоВАЗа систематические проблемы с цепочками поставки компонентов, прямо говорили наши собеседники из отрасли еще весной: — Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов.-7