ФАС не поддержала идею «Почты России» взимать с маркетплейсов 0,5% от оборота в качестве почтового сбора. По мнению антимонопольной службы, такая инициатива плохо скажется на покупателях, так как повысит стоимость почти на все товары. При этом в ФАС согласны с тем, что почта нуждается в дополнительном финансировании.
Почтовый сбор
Впервые тема почтового сбора была затронута в апреле. Максут Шадаев, глава Минцифры, рассказал об идеи формирования фонда, который должны пополнять интернет-продавцы. Эти деньги планировалось использовать для компенсации расходов «Почты России» по доставке в отдаленные регионы.
В мае почта предложила удерживать 0,5% оборота с интернет-продавцов, если их оборот превышает 1 млрд рублей. Вырученные деньги планировалось потратить на содержание отделений в малонаселенных деревнях и селах. Минцифры поддержали инициативу.
ФАС выступила против почтового сбора. В службе отметили, что инициатива помешает свободной конкуренции и увеличить стоимость всех товаров на маркетплейсах. Помимо сбора «Почта России» предлагает ввести нарушения для неплательщиков. За просрочку платежа придется заплатить пени и штраф, а Роскомнадзор обязан заблокировать доступ к маркетплейсу. Антимонопольная служба считает такие меры избыточными и противоречащими закону.
«Почта России» в 2022 году заработала 217 млрд рублей, в 2021 — 208 млрд рублей. Несмотря на падение выручки, расходы увеличились на 20 млрд рублей. В антимонопольной службе полагают, что вместо сбора денег с продавцов почте следовало бы обратить внимание на оптимизацию расходов.
Что думают маркетплейсы
Ожидаемо, крупные участники интернет-торговли высказались против введения сбора. Представители Ozon рассказали, что маркетплейсы и так вкладывают миллиарды рублей в расширение сети пунктов выдачи. Открываются ПВЗ не только в крупных городах, но и в небольших деревнях и селах.
В Wildberries отметили, что сбор увеличит стоимость всех товаров, в том числе товаров первой необходимости. По факту, компенсировать убытки почты придется всем покупателям.
Сбору — нет, сотрудничеству — да
Хотя в антимонопольная служба выступила против сбора, ее представители отметили, что нужно развивать сотрудничество между маркетплейсами и почтой. У всех жителей России должна быть возможность делать заказы на маркетплейсах. Сейчас миллионы граждан в малонаселенных пунктах не имеют возможности делать заказы.
ФАС предлагает заключать договоры поставки между «Почтой России» и маркетплейсами. Это более прозрачный и эффективный способ взаимодействия. В антимонопольной службе считают, что нужно выработать методы и инструменты сотрудничества, которые будут выгодны обеим сторонам.
Планируете продавать или уже продаете на маркетплейсах → Подписывайтесь на телеграм канал ChinaToday. Рассказываем все о сотрудничестве с Китаем: как найти надежного поставщика, товар по самой выгодной цене, запустить свое производство в Китае.