Найти тему

Необычный портрет. Зачем Тициан спрятал кардинала за "занавеску"

Тициан стал классиком еще при жизни. Заказать у него свой портрет мог далеко не каждый. Портреты эти прекрасны, но вполне традиционны. Один из них резко выделяется, потому что герой спрятан за полупрозрачной вуалью. Так зачем Тициан спрятал заказчика за "занавеску"?

На картине изображен Филиппо Арчинто, влиятельный католический священнослужитель и дипломат, весьма уважаемый человек своего времени. Филиппо Арчинто родился в 1495 году в Милане. Он сделал успешную карьеру, служил императору Карлу V и папам Павлу III и Павлу IV, присутствовал на Тридентском соборе, произнес надгробную речь по жене Карла V, Изабелле, и отстаивал интересы Святого Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов. Тициан писал его дважды, и первый портрет среди работ художника ничем особо не примечателен. Между 1554 и 1556 годами Арчинто представлял папу Юлия III (был папским нунцием) в Венеции, где, по мнению исследователей, Тициан впервые написал его портрет.

-2

На портрете правом безымянном пальце он носит епископское кольцо. Незадолго до этого по ходатайству испанского короля кардинал Арчинто был назначен архиепископом Милана, который тогда находился под властью Испании, однако занять свой пост кардинал так и не смог из-за противодействия местных властей. Назначение, одобренное королем Испании Филиппом II, было отклонено Хуаном де Фонсекой, губернатором Милана. Начались политические дрязги и интриги. Кардинал тем временем прибыл в Милан и ждал разрешения конфликта. Тициан, который Арчинто симпатизировал, написал в это время новый портрет, где кардинал скрыт за занавесом, который, по мнению многих искусствоведов, символизирует препятствие к должности. Рука с епископским перстнем наоборот демонстрируется открыто, потому что Тициан считал, что Арчинто имел на него полное право. В итоге Фонсека все-таки согласился на назначение под давлением Папы, но кардинал умер в 1558 году в Бергамо, так и не заняв полагавшееся ему место.

Обе картины находились в Милане и принадлежали семье Арчинто до 1863 года, затем перешли в коллекцию художника Италико Брасса в Париже. В каталогах того времени почему-то первый портрет был приписан живописцу Леонардо Бассано. Позже картины не раз меняли хозяев. В 1913 году портрет с вуалью в музей Метрополитен в Нью-Йорке. Там и установили, что автор обоих портретов - Тициан.

#картина #живопись #искусство #художник