Найти тему
Погремушки психолога

Рузбуди в себе поэта! Техника из библиотерапии "Синквейн"

Портрет Е.Н. Чирикова (1904). Иван Семёнович Куликов.
Портрет Е.Н. Чирикова (1904). Иван Семёнович Куликов.
Синквейн — это методический прием, представляющий собой составление стихотворения, которое состоит из пяти строк. Написание каждой из них подчинено определенным правилам и принципам. Автором этой стихотворной формы считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси, вдохновившуюся японскими хокку на создание синквейна.

Синквейн используют во многих сферах. Но сегодня я расскажу о том как его используют в психологии. Это одна из техник библиотерапии.

Задачи техники написания синквейна:

  • Показать, что все люди талантливы.
  • Словно в "стоп-кадре" заметить мимолётные чувства и мысли.
  • Бережно менять эмоциональные состояния, которые затрудняют человеку жизнь (снизить тревогу, увидеть причину страха).

Правила написания синквейна:

  1. Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, которое отражает тему.
  2. Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  3. Третья строка. Что делает? Три глагола, которые говорят о действиях в рамках темы.
  4. Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  5. Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание или синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Чтобы легче было запомнить структуру написания синквейна можно представить её в виде ёлочки.

-2

Вот два примера синквейна. Обратите внимание, что одно слово может вызывать совершенно разные ассоциации и чувства.

-3

Примеры как можно использовать синквейн в работе:

  • В индивидуальной работе или в группе попросить участника (участников) с помощью одного слова описать своё состояние в настоящий момент. А потом подробнее раскрыть его через синквейн.
  • Записать названия чувств и эмоций на листочки (или заранее заготовить карточки). Перевернуть рубашкой вверх и предложить выбрать карточку с чувством наугад, а затем написать на выбранное слово синквейн. Можно, наоборот, открыть все карточки и дать выбрать то чувство или эмоцию, которая наиболее соответствует состоянию человека на данный момент.
  • В групповой работе участникам можно дать одно слово с заданием написать синквейн, а затем сравнить и обсудить что у кого что получилось.
  • Написать два синквейна. Одно - это то состояние или ситуация, которая есть на данный момент, второе - это желаемый результат.
  • Попросить дать обратную связь с помощью синквейна.

Всегда рада вашей обратной связи. И буду очень благодарна если вы в виде синквейна опишете свое состояние на данный момент.

Благодарю за чтение. Если было полезно, подписывайтесь на мой канал «Погремушки психолога».