Не существует единой первопричины нарциссизма. Но несколько факторов приводят к развитию нарциссического поведения.
1. Чрезмерное восхваление способностей в детстве
Когда ребенок рождается спортивным, красивым или у него что-то ещё получается хорошо, без особых усилий, взрослые, как правило, начинают восхищаться.
Но восхищение без рекомендации усилий приносит больше вреда, чем пользы.
В этом случае рано или поздно ребёнок не только принимает развивает нарциссическую установку:
- Право на возможности, не прилагая усилий, чтобы их заслужить
- Переоценка природных способностей и недооценка тяжелой работы
- Смотреть свысока на других, которые не так талантливы, как они
- Глубокая потребность в постоянном нездоровом восхищении
- Стремление добиться ещё большего восхищения
2. Нереалистичные родительские ожидания
Когда ребенка воспитывают родители-перфекционисты, он с большей вероятностью тоже станет перфекционистом.
Но со временем это становится проблематичным:
- Он начинает думать, что, так как он стремится к совершенству, его нужно хвалить
- Ребёнок начинает верить, что лучше других, потому что прикладывают усилия, чтобы добиться отличных результатов
- Боится критики и делает вид, что никогда не ошибается
Это всё проекции НРЛ, которые исходят из нереалистичных ожиданий родителей.
3. Противоречащее дисциплине подкрепление от родителей
Один родитель строго обращается с ребенком, а другой очень покладистый и побуждает ребенка легкомысленно относиться ко всему.
Ребёнок становится своего рода избалованным ребенком под "защитой" своего легкомысленного родителя.
4. Эмоциональное пренебрежение в детстве
Многие родители думают, что если о ребенке хорошо заботятся с точки зрения его физических потребностей, он настроен на хорошую жизнь.
Поэтому они стараются изо всех сил дать всё самое лучшее.
В итоге ребёнок чувствует себя эмоционально равнодушным.
Эмоциональное пренебрежение происходит, когда родитель игнорирует эмоциональную жизнь ребенка.
Некоторые даже ругают или принижают ребенка за его эмоциональность.
Это приводит к тому, что ребенку не хватает надлежащей привязанности, что делает его эмоционально искажённым.
У ребенка нет знаний, как справиться с эмоциями и могут развиться такие защитные механизмы, как:
- Отказ от критики
- Сверхкомпенсация своей неуверенности раздутым эго
- Отсутствие эмпатии, (не научился этому в первую очередь)
- Тактика манипулирования для удовлетворения своих эмоциональных потребностей
5. Мотивация сравнения в детстве
- "Почему ты не можешь быть таким, как твой друг Петя?"
- "Почему ты ведёшь себя не так, как другие нормальные дети?"
Если родители сравнивают детей с другими в попытке мотивировать их, то наносят ущерб самооценке ребенка.
И это вызывает такие расстройства, такие как нарциссизм, наряду с депрессией и беспокойством.
Пытаясь приспособиться к сравнениям, ребенок пытается быть совершенным, стать лучше других, а также развивает хроническую зависть.
Он измеряет свой успех с точки зрения успеха других детей - как научило их сравнение родителей.