Гостиный двор – это одно из самых знаменитых исторических зданий Санкт-Петербурга, которое не только привлекает внимание туристов со всего мира, но и является символом города. Это место, где можно насладиться красотой архитектуры, приобрести уникальные сувениры и подарки, а также провести время в уютных кафе и ресторанах.
Но Гостиный двор – это не только торговый центр, это еще и место с богатой историей. Его длина по Невскому проспекту 230 метров, а общий периметр здания более километра - оно занимает целый квартал.
Название “Гостиный двор” берет свое начало от слова “гость”. В начале XVIII века на месте Гостиного двора была березовая роща. Петр I строжайше запретил вырубку деревьев, но его ослушались. За это царь велел каждого десятого виновного по жребию вешать, а прочих наказывать.
С самого начала своего существования в Санкт-Петербурге были обустроены небольшие гостиные дворы и рынки. Первый гостиный двор располагался рядом с Петропавловской крепостью - на Троицкой площади. Это были деревянные торговые лавки. Через пару лет на их месте возвели двухэтажное мазанковое здание. Город быстро развивался и гостиные дворы стали появляться повсеместно. Но из-за угрозы пожара в 1735 году указом Сената было принято решение перенести торговые лавки ближе к окраине города.
Так на месте современного Большого гостиного двора стали появляться первые деревянные лавочки, в которых можно было купить различные товары.
Из-за постоянной угрозы пожаров Елизавета Петровна издала указ о возведение каменного Гостиного двора. Первый проект Гостиного двора был разработан Антонио Ринальди, но он был отклонен.
Следующим проект здания был выполнен архитектором Ф.Б. Растрелли. Гостиный двор по пышности не уступало дворцам. Фасады были решены в виде двухъярусных открытых аркад и украшены обильной лепкой, скульптурой и вазами. Со стороны Невского проспекта в центре здания должна была быть трехъярусная башня с часами и куполом, который венчала статуя Меркурия.
Но из-за Семилетней войны и строительства Зимнего дворца в казне не оказалось необходимой суммы. В 1758 году строительство каменного Гостиного двора возложили на купцов, которые посчитали проект Растрелли непрактичным и слишком дорогим. А мода сменилась с барокко на классицизм.
Новым автором Гостиного двора стал Валлен-Деламот. Он сохранил композицию и планировку Растрелли, но здание было выполнено в стиле раннего классицизма. В мае 1761 года деревянные лавки Гостиного двора сгорели в страшном пожаре. А в июле того же года началось строительство нового каменного здания.
Фасад здания с Невского проспекта был завершен в 1767 году. Гостиный двор был построен не по красной линии, именно из-за этого в этом месте находится самая широкая часть Невского проспекта - 58 метров. Место перед зданием предполагалось для удобной стоянки экипажей.
К 1785 году строительство было завершено. Снаружи здания проходят двухъярусные открытые галереи. Скругленные углы здания оформлены двумя парами колонн тосканского ордера. В центре главного фасада сделан четырехколонный портик.
Екатерина II запретила использовать деревянные конструкции в Гостином дворе. Даже двери должны были делать из железа. Также в здание было запрещено пользоваться свечами. А во дворе был сделан пруд, чтобы в случае пожара быстро его потушить.
В 1820-ых годах во дворе Гостиного двора было устроено второе каре корпусов, которое многократно перестраивалось. В нем находились склады и конторы различных фирм.
Чтобы зазывать покупателей в лавку, около входа работали зазывалы, которые иногда насильно заталкивали прохожих внутрь. Цен, как правило, не было. Покупатель и продавец договаривались о стоимости на месте.
Первое время было сделано распределение торговли по линиям, но оно не прижилось. На Суконной линии (Невской) велась мануфактурная, галантерейная, парфюмерная и книжная торговля. На Большой Суровской (Перинной) линии продавали дорогие ткани. На Малой Суровской (Ломоносовской линии, которую также называли “бабский ряд”), продавали предметы дамского туалета. На Зеркальной (Садовой) линии продавали золото, серебро и ювелирные изделия.
К концу XVIII века в Гостином дворе появилось большое количество книжных магазинов. В 1790-ом году в книжной лавке No16 купца Герасима Зотова были проданы первые 25 экземпляров книги А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. За это Зотов был привлечен к дознанию, а Радищеву был вынесен смертный приговор, который через полтора месяца заменили на десятилетнюю ссылку в Сибирь.
Начиная с 1840-ых годов неоднократно предлагалось перестроить Гостиный двор, но каждый раз купцы были против. Только в конце XIX века по проекту архитектора А.Н. Бенуа была изменена отделка фасада.
На нем появились лепные украшения и аллегорические скульптуры. Над главным корпусов был возведен купол, а на углах здания разместились вазы и фигуры, держащие щиты с гербом Санкт-Петербурга.
Во время Великой Отечественной войны Гостиный двор часто подвергался бомбардировкам. В марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы в Гостином дворе случился пожар, который продолжался более недели.
В 1944 году начались восстановительные работы по проекту О.Н. Лялина. А в середине 1950-ых годов магазины были превращены в сквозную анфиладу.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Магазин "У Красного моста". Первый универмаг в Петербурге.
Вяземская лавра. Криминальный Петербург 19 века.
Аптека доктора Пеля и башня Грифонов. История династии мистических аптекарей.