Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
При Елисеевых в доме на Невском мало что изменилось. С 1862 по 1914 года в доме размещалось “Благородное собрание”. В его состав входили лица благородного звания и почетного купечества. Там читали лекции известные деятели искусства. Давались балы и концерты. Тамже работало, созданное А.Г. Рубинштейном, “Русское музыкальное общество”.
В 1862 году в доме Елисеевых работало “Общество любителей шахматной игры”. Среди участников этого общества был Николай Чернышевский. Вскоре в Третье отделение стали приходить сообщения о том, что в шахматном клубе иногда ораторствует Чернышевский. Ведутся рассуждения о Конституции, а шахматами и не пахнет. Из-за этого шахматный клуб был закрыт.
На месте ресторана “Talon” со стороны Большой Морской улицы находился новый ресторан французской кухни “Кюба”. А над ним были меблированные комнаты О.Н. Мухиной.
Здание на набережной реки Мойки Елисеевы решили перестроить. Интерьеры корпуса перестраивались дважды. После покупки здания в 1858 году отделочными работами занимался архитектор Н.П. Гребенка. В 1902 году реконструкцией занялся А.К. Гаммерштедт. Оба архитектора часто работали на Елисеевых. Благодаря их таланту, были созданы интерьеры в разных исторических стилях, как это было модно в конце XIX - начале XX века.
Парадный вход в Елисеевский дом был со стороны Мойки. Попадая внутрь, гости оказывались в роскошной Прихожей. В ней стоит камин в стилистике неоренессанса.
Жилые и парадные этажи здания соединяются Парадной овальной лестницей. Когда-то лестницу украшала подъемная машина (прообраз лифта). От нее сохранились дверцы в перилах и тросы (по ним проходила кабина лифта). Лифт был сделан для супруги Петра Степановича Елисеева, у которой были больные ноги.
Наверху лестницу украшает световой фонарь, который создавал ровное освещение всего внутреннего пространства.
На первом этаже находились рабочие помещения Елисеевых. Приемная владельца была выполнена в стиле Людовика XVI. Ее украшал мраморный камин. В начале XX века Приемную объединили с соседним кабинетом. Кабинет был оформлен в стилистике ампира. Так получилось единое большое помещение в двух исторических стилях.
После похода Наполеона была очень популярна тематика Древнего Египта. Камин кабинета украшают две статуи египетских прорицательниц.
На плафоне кабинета изображен Аполлон на колеснице. А в Приемной на плафоне был изображен Меркурий - покровитель торговли и Фортуна - покровительница удачи.
Попадая на второй этаж, посетители оказывались в Прихожей. Рядом с ней находился самый большой зал особняка - Танцевальный.
Он оформлен в стилистике барокко. Зал называли также “Баккара” - по самому ценному сорту хрусталя, который был использован в украшении торшеров, заказанных во Франции.
В зале сохранился подлинный паркет из разных пород дуба. В том числе из зеленого дуба, который сейчас утрачен.
В зале удивительный плафон. В 1920-ые годы, чтобы не отвлекать слушателей Дома партийного просвещения, вместо обнаженных муз и богов Олимпа повесили панно “Разгорается пламя революции”.
В нижней части плафона изображены рабочие и крестьяне, которые разжигают пламя. А в верхней части плафона - демонстрация на Красной площади (уже установлена советская власть, на на изображении еще старый деревянный мавзолей).
За Танцевальным залом следуют две гостиные, выходящие на Мойку. Они использовались для проведения музыкальных вечеров.
Первая гостиная оформлена в стилистике рококо. Здесь принимали небольшое количество гостей. В центре зала стоит камин из редкого мрамора, который добывали в Тоскане.
Вторая гостиная оформлена в стилистике неоклассицизма. Здесь в отделке можно увидеть музыкальные инструменты: лиры, флейты, дудочки, а на капителях изображены лебеди.
Камин украшен грифонами, которые должны охранять благополучие жильцов дома.
На деревянных дверях размещены мужской и женский профили.
Плафон аллегорически описывает покровительство искусству, которое оказывала семья Елисеевых.
Самый интересный интерьер парадной анфилады - Парадная столовая. Она была декорирована в стилистике ренессанса. Отделка помещения выполнена из ореха, поэтому иногда столовую называют “Ореховой”.
Окна столовой закрыты витражами с сюжетами из средневековой истории. На некоторых витражах изображены профили короля Франции Генриха II и Дианы де Пуатье.
Но самый интересный витраж располагается посередине. На этом витраже представлена сцена явления французскому королю Филиппу IV Красивому, разорившему орден Тамплиеров, оленя с человеческими глазами и крестом между рогами. По легенде, увидев этого оленя во время охоты осенью 1314 года, король упал замертво. Так сбылось проклятье, наложенное на него главой разгромленного ордена Тамплиеров.
Камин украшен изображением сцены рыцарского турнира, который был устроен французским королем Генрихом II летом 1559 года в честь бракосочетания дочери. С верхней части камина смотрит прорицатель Нострадамус. Он предсказал трагическую развязку турнира - король будет смертельно ранен и через несколько часов умрет.
Напротив камина буфет, на котором изображен средневековый пир Карла Великого. Карл Великий очень поощрял науку и искусство. У него была ручная обезьянка и собачка - они запечатлены на буфете.
В оформление потолка и в оформлении витражей присутствует буква “Е” - это знак напоминал о владельцах. Интерьеры создавались еще до того, как Елисеевы получили дворянство и герб (до 1907 года).
В 1903 году Степан Елисеевых, во время своего путешествия в Париж, посещает выставку. На ней освещаются новые тенденции в декоративно-прикладном искусстве. Там он заказал Библиотеку, которая была оформлена в стилистике Ар Нуво.
В отделке интерьера преобладают плавные линии, растительные орнаменты, роспись потолка по трафарету. В начале XX века начинают зонировать помещения и в Библиотеке угловая часть отделена от основного пространства.
В отделке Библиотеки использовано изображение борщевика. Как ядовитое растение оказалось частью оформления - загадка.
Елисеевы были владельцами дома на Невском проспекте почти 60 лет. После революции 1917 года дом был национализирован, а семья Елисеевых покинула страну.
В 1919 году, по инициативе А.М. Горького, пустующее здание было превращено в Дом Искусств (сокращенно ДИСК). В нем помогали художникам, скульпторам, литераторам. В здание сложилась коммуна - общежитие для бедных литераторов и художников.
С 1919 до 1923 года в бывшем Елисеевском доме жили и работали: Николай Гумилев, Всеволод Рождественский, Кузьма Петров-Водкин, Осип Мандельштам, Мариэтта Шигянян, Владислав Ходасевич, Александр Грин и другие.
Корней Чуковский - один из создателей Дома Искусств написал в дневнике следующее (20 ноября 1919 года):
"Итак, вчера мы открывали Дом искусства. Огромная холодная квартира, в которой каким-то чудом натопили две комнаты... Горького не было, он болен. Все были так изумлены, когда им подали карамельки, стаканы горячего чая и булочки… В дальнейшем возможность согреться стала одной из причин особой популярности ДИСКа. Не имея возможности топить свои квартиры, литераторы предпочитали ютиться в маленьких комнатках особняка Елисеевых".
В Доме Искусств были проблемы с бумагой. В нижнем этаже нашли склад бухгалтерских книг, которые принадлежали конторе Елисеевых. На вырванных листах рождались первые произведения советской литературы.
В 1923 году Дом Искусств был закрыт. В том же году в главном доме открылся кинотеатр “Светлая Лента”, который в 1931 году получил название “Баррикада”.
Среди прочих арендаторов здание в советское время были: хореографический техникум, комиссионный магазин, стоматологическая поликлиника, клуб работников социалистической промышленности, дом партийного просвещения и университет Марксизма-Ленинизма (корпус на Мойке).
В конце 1990-ых годов дом Елисеевых выкупили для создания в нем пятизвездочного отеля. Корпус на Невском проспекте был создан практически с нуля. Новое оформление получила анфилада, выходившая на Невский проспект. Исторические интерьеры здесь не сохранились.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк и оставляйте комментарий - это очень помогает развитию канала.
И обязательно ознакомьтесь: