Впервые жители Самары увидели электрический свет 1 января 1887-го года на открытии городского водопровода, когда несколько лампочек осветили здание административного корпуса водозаборной станции.
Год спустя собственную электрическую подстанцию для освещения цехов и квартир персонала запустил самарский «пивной король» Альфред фон Вакано. Через несколько лет кроме сотрудников пивоваренного завода электрическим освещением начали пользоваться заключенные городской тюрьмы: 1 декабря 1898-го года состоялся торжественный пуск тюремной электростанции, выстроенной за огромную по тем временам сумму - 41 тысячу рублей.
Городские власти, конечно, беспокоились не только об удобствах заключенных – созданная еще в марте 1895-го Комиссия по устройству освещения в городе в составе думских гласных С.О. Лаврова, К.К. Позерна и специалиста электротехника Н.А. Жданова составила предварительный проект, согласно которому будущая электростанция строилась на берегу Волги и работала на нефтяном топливе, поставляемом акционерным обществом «Товарищество нефтяников» братьев Людвига, Эммануэля и Альфреда Нобелей.
23 августа 1895 года петербургская газета "Новое время" опубликовала объявление Самарской городской думы "… о вызове лиц, желающих принять участие в устройстве освещения в Самаре". Из трех представленных проектов – московского торгового дома «Братья Гантерт», бельгийской фирмы «Шарлеруа» и Германского акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» Дума выбрала последний, поскольку средств на дорогостоящее начинание в городской казне не хватало, а немцы согласились строить в кредит.
По условиям заключенного 13 июля 1898-го года и подписанного городским головой П.А. Араповым контракта, ЦЭС мощностью 210 кВт должна была обеспечить освещение главных улиц – Дворянской и Панской, драматического театра, Струковского сада и нескольких роскошных особняков в центре. Провести электричество в дом могли лишь самые обеспеченные горожане!
Работа началась сразу после подписания контракта, 9 марта 1900-го года компания "Сименс и Гальске" написала в Самарскую Городскую Управу: "Имеем честь уведомить Городскую Управу, что работы по постройке Самарской Центральной Станции окончены, исключая окраски... Ввиду того, что вышеперечисленные работы не препятствуют правильной эксплуатации электрического освещения, имеем честь покорнейше просить Самарскую Городскую Управу приступить к приёмке электрической станции" и 14 июня электростанцию запустили в эксплуатацию.
Электрический свет тогда обходился в несколько раз дороже освещения керосином, но чистота и удобство быстро взяли свое: за год количество уличных фонарей достигло трех сотен. Первые годы станция работала лишь в вечернее время и ночью до двух часов. Днем энергия давалась на время спектаклей или «народных чтений» в театр, ночью – а балы.
Здание для первой ЦЭС было выстроено из красного кирпича в традициях самарской эклектики и с некоторой оглядкой на соседа – пивоваренный завод Альфреда фон Вакано. Выразительность облика достигалась использованием стрельчатых арок с архивольтами, карнизов, поддержанных зубчатыми кронштейнами, горизонтальных тяг и скатных кровель.
С входом электроснабжения в повседневную жизнь требовались новые мощности, соответственно, новое оборудование и новые корпуса. Следующий этап расширения станции пришелся на начало 1910-х, был связан с влиянием на промышленную архитектуру стиля «модерн» и именем архитектора Дмитрия Вернера. Новый корпус, так же возведенный из красного кирпича, состоял из примыкающих блоков машинного и котельного отделений. Машинный зал, имевший площадь 200 кв. саженей (900 кв.м) и высоту 5 саженей, считался самым красивым в России. Большие пролеты и высота обусловили использование на фасаде почти готических контрфорсов, освещение обеспечивали крупные витражи и фонари верхнего света.
Своеобразие облика подчеркивали арки сложных очертаний, городской герб на главных фасадах и дымовая труба с указаием года постройки – 1913. В том же году появилось выходящее на Волжский проспект двухэтажное жилое здание для служащих – в конце 1920-х надстроенное третьим этажом и утратившее в результате центральный объем с купольным завершением.
К 1914-му году возросшая мощность электростанции позволила открыть в Самаре долгожданное трамвайное сообщение. Для трамвайной подстанции возвели пристройку, соединенную с машинным залом тремя арками. Затем, как известно, пришли лихие времена, и в годы Гражданской войны и последовавшей разрухи спасти станцию удалось чудом. Ради экономии топлива работу генераторов много раз прерывали, минимизируя подачу энергии днем. Восстановить номинальную мощность удалось лишь к 1924-му году – усилиями коллектива и технического директора Георгия Дмитриевича Губертова, удостоенного за это самым высоким званием того времени –«Герой Труда».
Следующее изменение архитектурного образа произошло при реконструкции 1937-1939-го годов по проекту треста « Теплоэлектропроект». Новые корпуса своим конструктивным шагом, пролетами и размерами витражного остекления дополнили возведенные Вернером постройки. Главный корпус высотой 32 м с 47-метровыми трубами сформирован блоками турбинного зала, котельного отделения, бункерной галереи и вспомогательными блоками.
Освещали турбинный зал четыре стеклянных параллелепипеда фонарей верхнего света и семнадцать витражей во всю высоту этажа. Фасад отделан цветной штукатуркой, цокольная часть оформлена под натуральный камень. Образ ансамбля сформирован сочетанием линейных объемов основных блоков с вертикалями труб, конструктивистской решеткой фасада со стороны пивзавода, переплетами огромных витражей с архитектурной классикой – карнизами, рустом, горизонтальными тягами, барельефами, кронштейнами и художественной символикой.
На высоком уровне было выполнено обеспечение условий труда и благоустройство территории – полы с метлахской плиткой, советская символика на поручнях, стильные часы, скамьи для отдыха и служащий напоминанием о 1930-х фонтан со скульптурной композицией купающихся пионеров и лебедей
В годы Великой Отечественной ГРЭС давала не только электрический ток. Механический цех переоборудовали под производство минометных снарядов, производство шло в три смены круглосуточно, работали в цехе и дети, встававшие на фанерные ящики, чтобы дотянуться до станков.
Сегодня 120-летняя «бабушка самарской энергетики» по-прежнему остается действующим промышленным объектом, снабжающим электричеством и теплом историческую часть города.
В 2005-м году украсилась сразу полюбившимся горожанам арт-объектом – бронзовым памятником отопительной батарее с греющимся котом – наглядно символизирующим домашний уют, создаваемый трудом энергетиков
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете