Найти тему

В Самару! Три самарских дома пивного короля, мецената и коллекционера

Основные вехи самарской биографии Альфреда фон Вакано хорошо известны. Приехал в Самару в 1880-м году, сразу же взял у города в аренду (по дорогой цене) территорию полуживого местного пивного заводика, развернул бурную деятельность по созданию на его месте нового передового предприятия, заодно наобещал провести за свой счет городское освещение и обустроить по европейским образцам прилегающую к заводу территорию.

Акварельный рисунок брата  Вакано - Ламберта. Стройка в разгаре - на территории горы бута, штабеля бревен. За Волгой видна церковь села Рождествено
Акварельный рисунок брата Вакано - Ламберта. Стройка в разгаре - на территории горы бута, штабеля бревен. За Волгой видна церковь села Рождествено

Смелые планы и громкие обещания вызывали сильные сомнения – но все планы приезжего европейца были реализованы, а обещания выполнены. Респекта предпринимателю добавило и то, как он обустроил жизнь и быт своих работников – одновременно с производственными помещениями на заводской территории строилось и комфортабельное по тем временам жилье для рабочих и служащих предприятия с полным «соцкультбытом».

Вторая акварель - вид со стороны Волги. "Директорский" домик на первом плане. Вдали справа - Иверский монастырь
Вторая акварель - вид со стороны Волги. "Директорский" домик на первом плане. Вдали справа - Иверский монастырь

А где и как жил сам владелец предприятия? Ведь он приехал в Самару с женой и двумя детьми, а через несколько лет детей стало уже шестеро. Известно, что много лет семья проживала в маленьком старом домике, оставшемся от прежних владельцев. Узнать, как это дом выглядел, удалось совсем недавно и довольно неожиданным образом.

Дети Вакано - Лев, Эрих, владимир, Лотар, Ольга, Герберт
Дети Вакано - Лев, Эрих, владимир, Лотар, Ольга, Герберт

У Альфреда фон Вакано имелся младший брат Ламберт Роберт. В 1882-м году приехал в Самару. Помогал брату строить завод, а в свободное время любил рисовать – был «художником воскресного дня», как говорили в Америке. Тогда это было модно. Так вот, две акварельные картинки с видом завода Ламберт увез с собой в Австрию, а после его скоропостижной смерти Альфред на память о брате забрал их в Самару и хранил заложенными в одну из своих книг.

"Директорский дом" в одном стиле с заводскими корпусами
"Директорский дом" в одном стиле с заводскими корпусами

Впоследствии обширная библиотека Вакано была передана в Самарскую областную библиотеку, и спустя 110(!) лет, в 2009-м году эти акварельные открытки были обнаружены в одной из книг на немецком языке, принадлежавшей Вакано. Состояние их было идеальным! Это говорит еще и о том, что книги на немецком языке в Самаре до дыр не зачитывали. Зато теперь мы можем увидеть, как выглядел строящийся завод и каким был первый самарский дом приезжего австрийского дворянина. Если в двух словах – гораздо более скромным, чем жилье его служащих!

В башне - личный кабинет Вакано (изображение из "фотобукета")
В башне - личный кабинет Вакано (изображение из "фотобукета")

Второй самарский дом Вакано был отстроен здесь же, на заводской территории около 1895-го года. К услугам модных архитекторов именитый заказчик не обращался, проект разработали специалисты той же немецкой фирмы «Швальбе», которая строила завод.

Кессонные потолки в гостиной
Кессонные потолки в гостиной

Особняк построен в едином стиле с заводскими корпусами, использована та же двухцветная узорчатая кирпичная кладка и ажурные кованые детали. Трехэтажная шестигранная башня придавала облику сходство с замком, а размещался в ней личный кабинет Вакано. Кстати, себя он называл не хозяином предприятия, а директором – то есть таким же работником завода на определенной должности. Нарядный терем с башней, соответственно, получил название «директорского дома».

Еще потолки
Еще потолки

Что касается интерьеров – они в основном сохранили былую красоту – и чудесную узорчатую напольную плитку, и любимые кессонированные дубовые потолки, и изразцовые печи с красочным псевдорусским орнаментом.

Напольная плитка на кухне
Напольная плитка на кухне

Наверное, в этом доме прошли самые счастливые годы жизни предпринимателя. Здесь же была собрана одна из самых обширных и дорогих коллекций произведений искусства в Поволжье. Картины, скульптуры ковры, мебель, оружие, привезенные из путешествий, напоминали об экзотических дальних странах

Изразцовая печка в "директорском доме"
Изразцовая печка в "директорском доме"

В 1914-м году Альфреду фон Вакано исполнилось 70 лет, и он принял решение отойти от дел. «Директорский дом» на территории завода он оставлял новому директору – своему сыну Владимиру, а для себя построил новый – третий - самарский дом. На этот раз по проекту архитектора Дмитрия Вернера.

Иван Билибин, "Василиса Прекрасная" - тоже экспонат коллекции Вакано
Иван Билибин, "Василиса Прекрасная" - тоже экспонат коллекции Вакано

Располагался третий дом напротив драмтеатра, из окон был виден благоустроенный Альфредом Филипповичем Пушкинский сквер, а за ним – корпуса его завода. Монументальный трехэтажный особняк спроектирован в стилистике немецкого модерна, без привычных растительных орнаментов и декоративных излишеств. Облик этого роскошного здания, выразительный и лаконичный, полностью соответствовал характеру владельца.

Врубель, майоликовая скульптура "Морская царевна" из коллекции Вакано. Редкий экспонат, не уехавший в Петербург, а оставшийся в Самаре
Врубель, майоликовая скульптура "Морская царевна" из коллекции Вакано. Редкий экспонат, не уехавший в Петербург, а оставшийся в Самаре

Но, как мы понимаем, прожил он в нем совсем недолго! Ощущение такое, что не стоило постаревшему «пивному королю» покидать территорию своего «пивного королевства»! Хотя понятно, что дело в другом – звезды уже сошлись, выстрелы в Сараево прозвучали, и мировая война началась!

Последний дом Вакано. - лучший самарский образец "Югендстиля" . Архитектор - Дмитрий Вернер
Последний дом Вакано. - лучший самарский образец "Югендстиля" . Архитектор - Дмитрий Вернер

За ней последовал сухой закон и запрет на производство пива, затем – обвинения в шпионаже в пользу Австро-Венгрии, ссылка под надзор полиции в Бузулук, после революции – национализация всего имущества и, наконец, решение Вакано покинуть Россию.

Вид на дом Вакано со стороны Пушкинского сквера
Вид на дом Вакано со стороны Пушкинского сквера

А с домами Вакано все хорошо. Первый дом сохранился только на акварельных открытках, зато в «директорском доме» сейчас работает бухгалтерия пивзавода, а в особняке, спроектированном Дмитрием Вернером - районное отделение фонда социального страхования.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете