Основные вехи самарской биографии Альфреда фон Вакано хорошо известны. Приехал в Самару в 1880-м году, сразу же взял у города в аренду (по дорогой цене) территорию полуживого местного пивного заводика, развернул бурную деятельность по созданию на его месте нового передового предприятия, заодно наобещал провести за свой счет городское освещение и обустроить по европейским образцам прилегающую к заводу территорию.
Смелые планы и громкие обещания вызывали сильные сомнения – но все планы приезжего европейца были реализованы, а обещания выполнены. Респекта предпринимателю добавило и то, как он обустроил жизнь и быт своих работников – одновременно с производственными помещениями на заводской территории строилось и комфортабельное по тем временам жилье для рабочих и служащих предприятия с полным «соцкультбытом».
А где и как жил сам владелец предприятия? Ведь он приехал в Самару с женой и двумя детьми, а через несколько лет детей стало уже шестеро. Известно, что много лет семья проживала в маленьком старом домике, оставшемся от прежних владельцев. Узнать, как это дом выглядел, удалось совсем недавно и довольно неожиданным образом.
У Альфреда фон Вакано имелся младший брат Ламберт Роберт. В 1882-м году приехал в Самару. Помогал брату строить завод, а в свободное время любил рисовать – был «художником воскресного дня», как говорили в Америке. Тогда это было модно. Так вот, две акварельные картинки с видом завода Ламберт увез с собой в Австрию, а после его скоропостижной смерти Альфред на память о брате забрал их в Самару и хранил заложенными в одну из своих книг.
Впоследствии обширная библиотека Вакано была передана в Самарскую областную библиотеку, и спустя 110(!) лет, в 2009-м году эти акварельные открытки были обнаружены в одной из книг на немецком языке, принадлежавшей Вакано. Состояние их было идеальным! Это говорит еще и о том, что книги на немецком языке в Самаре до дыр не зачитывали. Зато теперь мы можем увидеть, как выглядел строящийся завод и каким был первый самарский дом приезжего австрийского дворянина. Если в двух словах – гораздо более скромным, чем жилье его служащих!
Второй самарский дом Вакано был отстроен здесь же, на заводской территории около 1895-го года. К услугам модных архитекторов именитый заказчик не обращался, проект разработали специалисты той же немецкой фирмы «Швальбе», которая строила завод.
Особняк построен в едином стиле с заводскими корпусами, использована та же двухцветная узорчатая кирпичная кладка и ажурные кованые детали. Трехэтажная шестигранная башня придавала облику сходство с замком, а размещался в ней личный кабинет Вакано. Кстати, себя он называл не хозяином предприятия, а директором – то есть таким же работником завода на определенной должности. Нарядный терем с башней, соответственно, получил название «директорского дома».
Что касается интерьеров – они в основном сохранили былую красоту – и чудесную узорчатую напольную плитку, и любимые кессонированные дубовые потолки, и изразцовые печи с красочным псевдорусским орнаментом.
Наверное, в этом доме прошли самые счастливые годы жизни предпринимателя. Здесь же была собрана одна из самых обширных и дорогих коллекций произведений искусства в Поволжье. Картины, скульптуры ковры, мебель, оружие, привезенные из путешествий, напоминали об экзотических дальних странах
В 1914-м году Альфреду фон Вакано исполнилось 70 лет, и он принял решение отойти от дел. «Директорский дом» на территории завода он оставлял новому директору – своему сыну Владимиру, а для себя построил новый – третий - самарский дом. На этот раз по проекту архитектора Дмитрия Вернера.
Располагался третий дом напротив драмтеатра, из окон был виден благоустроенный Альфредом Филипповичем Пушкинский сквер, а за ним – корпуса его завода. Монументальный трехэтажный особняк спроектирован в стилистике немецкого модерна, без привычных растительных орнаментов и декоративных излишеств. Облик этого роскошного здания, выразительный и лаконичный, полностью соответствовал характеру владельца.
Но, как мы понимаем, прожил он в нем совсем недолго! Ощущение такое, что не стоило постаревшему «пивному королю» покидать территорию своего «пивного королевства»! Хотя понятно, что дело в другом – звезды уже сошлись, выстрелы в Сараево прозвучали, и мировая война началась!
За ней последовал сухой закон и запрет на производство пива, затем – обвинения в шпионаже в пользу Австро-Венгрии, ссылка под надзор полиции в Бузулук, после революции – национализация всего имущества и, наконец, решение Вакано покинуть Россию.
А с домами Вакано все хорошо. Первый дом сохранился только на акварельных открытках, зато в «директорском доме» сейчас работает бухгалтерия пивзавода, а в особняке, спроектированном Дмитрием Вернером - районное отделение фонда социального страхования.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете