Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Дворец Бобринских в Санкт-Петербурге. Часть 1. Строительство дворца.
Дворец Бобринских в Санкт-Петербурге. Часть 2. Хозяева дворца
За время владения дворцом Бобринские собрали в нем библиотеку из 20 тысяч томов. Гостиные и кабинеты дворца были украшены шпалерами и различными бронзовыми деталями. В залах особняка висели картины известных мастеров живописи. А коллекции фарфора и серебра были выставлены в специальных витринах.
Во второй половине XIX века коллекции, которые хранились во дворце стали открыты для публики.
Во дворце Бобринский можно увидеть редкую для Петербурга отделку частного дома в стиле ампир.
На первом этаже сохранились две комнаты в стиле историзма. Скорее всего они появились во времена, когда во дворце работал Гаральд Боссе.
Зал Столовой стилизован под древнерусскую палату. В местах соединения сводов со стенами установлены кронштейны, которые украшены рельефными маскаронами.
В современном Кинозале под стеклянным куполом можно увидеть гранитный колодец XVIII века.
На второй этаж можно подняться по Парадной лестнице. Перекрытие свода опирается на приземистые колонны, облицованные серым искусственным мрамором. Потолок украшен лепными розетками.
Второй двусветный этаж Вестибюля перекрыт плоским куполом, который расписан орнаментом в технике гризайль. Стены украшены ионическими пилястрами. Барабан купола опирается на балкон с дверями и окнами третьего этажа. На балконе могли расположиться музыканты, которые играли для прибывающих гостей.
Третий этаж решен в виде галереи балкона с десятью проемами - тремя окнами, пятью ложными дверьми и двумя двустворчатыми дверьми. На балконный этаж можно было попасть по узкой деревянной лестнице, которая спрятана в западной стене.
С Парадной лестницы можно было попасть в Приемную - это был центральный зал анфилады. На потолке можно увидеть роспись в виде “игр Амуров” (они заняты сельским трудом, науками: географией и астрономией; искусствами: рисованием, архитектурой, а так же танцами и спортивными играми).
Предположительно, автором росписей во дворце Бобринских был Джованни Скотти.
Первая из комнат женской половины - это Зеленая гостиная. Она украшена лепным фризом, карнизом и живописным плафоном. Роспись плафона выполнена в тонах старой зеленой бронзы на жемчужно-сером фоне.
Стены гостиной были обтянуты золотисто-зеленой тканью.
Малиновая гостиная декорирована шелковыми панно, заключенными в золоченые рамы. Тканая кайма изображает путти, играющих с бабочками, ампирные вазы, наполненные цветами, гирлянды и лиры.
Простенки между шелковыми панно выполнены из белого искусственного мрамора. Одна из стен украшена белым мраморным камином с парными кариатидами и зеркалом.
Голубая гостиная облицована белым искусственным мрамором. Высокие белые двери украшают лепные золоченые изображения крылатых львов.
Лепной карниз разделен кронштейнами, между которых помещены золоченые медальоны с барельефными профилями женщин и воинов. Оформление голубой гостиной символизировало праздник супружеской жизни.
В Парадной столовой сохранились роспись плафона, лепной карниз с розетками и фриз с крылатыми фигурами и вазами винограда. В столовой установлен большой резной мраморный камин, на котором изображен бог Нептун.
При Бобринских в Парадной столовой была размещена основная часть коллекции семейных портретов в рамах разных стилей, соответствующих времени написания картины.
В западном ризалите садового фасада располагался Кабинет графини. Первоначально он был обит светло-серым атласом.
Между окон находится белый мраморный камин, а напротив невысокие книжные шкафы.
Перекрытие потолка выполнено в виде плоского купола и расписано как небесный свод с солнцем в центре и россыпью золоченых звезд вокруг. Небо обрамлено гирляндой из цветов и амурами.
В спальне графини, которая примыкала к Парадной лестнице сохранился только белый карниз и белая изразцовая печь со встроенным мраморным камином.
В особняке было создано новейшее на тот момент воздушное отопление, которое предполагало отопление помещения горячим паром.
Танцевальный зал облицован светло-серым искусственным мрамором. Пилястры увенчаны капителями с изображениями лир. Фриз расписан музыкальными инструментами и венками. На плафоне полуротонды изображен хоровод танцующих девушек, а в центральной части изображены сцены музицирования и служения богу Аполлону.
Дальше анфилада продолжалась и там были комнаты, которые относились к половине графа: Бильярдная, Библиотека, Кабинет. Но их архитектурная отделка не сохранилась.
С началом Первой мировой войны граф Бобринский предоставил дворец для лазарета Красного Креста. 1 августа 1918 года дворец был национализирован. Это способствовало его сохранению. А в 1919 году семья Бобринских уехали во Францию.
Дворец передали историко-бытовому отделу Русского музея для проведения различных выставок. Но собранная коллекция предметов искусства и живописи Бобринских была передана в различные музеи России.
В 1929 году во дворце открылся центральный географический музей. В начале 1941 г. последовало постановление Ленсовета о закрытии музея.
В послевоенные годы дворец был передан ЛГУ. Здесь размещался географический факультет. В 1976 году работал НИИ Комплексных Социальных исследований ЛГУ (потом его перевели в Смольный) и психологический факультет ЛГУ.
На втором этаже дворца размещались кружки университета: оркестр народных инструментов, ансамбль народного танца и работала театральная студия.
В 2001 году здание занял факультет свободных искусств и наук СПбГУ. В 2000-ые годы во дворце была выполнена реставрация. А в 2011 году дворец вновь открылся после реставрации.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Музей Железных Дорог России. Куда обязательно стоит сходить в Петербурге. История поездов в России.
Усадьба Г.Р. Державина на набережной реки Фонтанки. Особняк, о котором надо знать. Часть 1
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.
Шереметьевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства
Петергофская дорога. Усадьбы. Дача Демидовых, Новознаменка, Дача Миниха
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Поцелуев мост в Санкт-Петербурге. Почему он так назван? Легенды и история