Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня речь пойдет о невероятном эксперименте, который произвел фурор в мире психологии и заставил задуматься о том, как легко мы можем измениться под влиянием обстоятельств. Это Стэнфордский тюремный эксперимент, который провел в 1971 году американский психолог Филип Зимбардо.
Что это было?
Эксперимент представлял собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии Стэнфордского университета. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы. По этическим соображениям эксперимент был закончен раньше времени.
Как это происходило?
Давайте представим, что мы сами участвуем в этом эксперименте. Вы – один из 24 добровольцев, которые отозвались на объявление в газете; вам предлагают 15 долларов в день за две недели участия в «симуляции тюрьмы». Вы проходите медицинское обследование и психологическое тестирование; вы здоровы и устойчивы к стрессу. Но вы пока не знаете, какую роль вам придется играть – заключенного или охранника. Вы ждете начала эксперимента.
Если вы – заключенный
В один прекрасный день вы слышите стук в дверь. Вы открываете ее и видите полицейского, который говорит вам, что вы арестованы за грабеж. Вы не понимаете, что происходит, но полицейский настаивает, что это не шутка. Он надевает наручники, сажает вас в машину и везет в полицейский участок. Там вас фотографируют, берут отпечатки пальцев, заполняют анкету. Потом вы переодеваетесь в особую тюремную форму – халат с номером на груди и спине и резиновые тапочки. (Зимбардо считал, что такая одежда заставит их испытывать дискомфорт, что будет способствовать их дезориентации) Вас сажают в другую машину и везут на территорию Стэнфордского университета, где находится условная тюрьма.
Там вас встречают охранники в униформе и с дубинками. Они начинают кричать на вас, приказывают встать в строй, снять мешок с головы, посмотреть на камеру. Вы видите, что вы не одиноки – рядом с вами стоят другие заключенные в такой же одежде. Охранники объявляют вам правила: вы должны называть себя только по номеру, выполнять все приказы охранников, не разговаривать без разрешения, не жаловаться на условия содержания. За нарушение правил вы будете наказаны.
Вы попадаете в камеру, где уже есть двое других заключенных. Камера – это маленькая комната с тремя кроватями, умывальником и туалетом. На двери камеры есть отверстие для подачи еды и наблюдения за заключенными. В камере нет окон, свет горит круглосуточно. Вы чувствуете себя растерянным и напуганным.
Если вы – охранник
В один прекрасный день вы приезжаете на территорию Стэнфордского университета, где находится условная тюрьма. Вы – один из 12 добровольцев, которые были отобраны для роли охранников. Вы проходите инструктаж от Филипа Зимбардо, который является управляющим тюрьмы. Он говорит вам, что ваша задача – поддерживать порядок и дисциплину в тюрьме, не допускать бунтов и побегов. Он также говорит, что вы можете использовать любые методы, кроме физического насилия, чтобы установить свою власть над заключенными.
Вы получаете униформу военного образца, дубинку и зеркальные солнечные очки. Вы чувствуете себя уверенно и гордо. Вы знаете, что вы – хозяин положения. Вы ждете прибытия заключенных.
Когда заключенные приезжают, вы встречаете их криками и оскорблениями. Вы приказываете им встать в строй, снять мешок с головы, посмотреть на камеру. Вы видите, что они одеты в халаты с номерами, колготки и тапочки. Вы думаете, что они выглядят смешно и жалко. Вы объявляете им правила: они должны называть себя только по номеру, выполнять все приказы охранников, не разговаривать без разрешения, не жаловаться на условия содержания. За нарушение правил они будут наказаны.
Вы распределяете заключенных по камерам. Вы контролируете режим заключенных: когда они спят, едят, убираются, занимаются спортом. Вы также проводите различные проверки и досмотры, чтобы убедиться, что они не скрывают ничего запрещенного.
Вы замечаете, что заключенные становятся все более пассивными и податливыми. Они не сопротивляются вам, не пытаются сбежать или связаться с внешним миром. Они даже не жалуются на свое положение. Они принимают вашу власть как данность и стараются вам угодить.
Вы решаете, что это неинтересно и скучно. Вы хотите, чтобы они проявляли больше эмоций, чтобы они боролись за свои права, чтобы они были более человечными. Вы начинаете придумывать разные способы, как издеваться над ними, как унизить их, как нарушить их психологическое равновесие.
Вы придумываете разные игры и конкурсы для заключенных, в которых они должны выполнять унизительные задания или соревноваться друг с другом за лучшую камеру, за еду или за похвалу от вас. Вы также наказываете их за любые ошибки или нарушения правил. Вы используете физическое насилие только в крайних случаях, но чаще вы пользуетесь психологическим давлением: вы лишаете их сна, еды, одежды, гигиены; вы разделяете их на группы и сеете между ними раздор; вы заставляете их предавать друг друга или выдавать информацию о планах бунта; вы игнорируете их просьбы и жалобы; вы издеваетесь над их слабостями и комплексами.
Вы получаете удовольствие от того, что видите перед собой: сломленных, запуганных, безвольных людей, которые готовы на все ради вашего одобрения. Вы чувствуете себя всемогущими и безнаказанными. Вы забываете, что это всего лишь эксперимент, и что эти люди – такие же студенты, как и вы.
Что произошло?
Эксперимент должен был продлиться две недели, но он был прерван через шесть дней – после того, как несколько его участников пережили нервные срывы, у “охранников” появились проявления садизма, а один из “заключенных” объявил голодовку.
Первым, кто сломался, был заключенный №8612. Он начал плакать, кричать и трястись от истерики. Он заявил, что он не может больше терпеть эти условия и что он хочет выйти из эксперимента. Охранники посчитали это попыткой бунта и стали издеваться над ним, угрожая ему еще большими наказаниями. Зимбардо также не поверил ему и сказал, что он может выйти только после того, как он докажет, что он действительно больной. Он предложил ему стать информатором и рассказать о планах других заключенных. Заключенный №8612 согласился, но это не помогло ему – его состояние только ухудшилось. Зимбардо понял, что он действительно нуждается в помощи и отпустил его из эксперимента.
Вторым, кто сломался, был заключенный №819. Он был одним из самых послушных и тихих заключенных. Он всегда выполнял все приказы охранников и не вступал в конфликты с ними или с другими заключенными. Однажды он отказался есть свой обед, говоря, что он больной. Охранники решили наказать его за это и посадили его в “особую камеру” – маленький шкаф без света и воздуха. Они сказали ему, что он будет там до тех пор, пока другие заключенные не откажутся от своих одеял в знак солидарности с ним. Но другие заключенные не сделали этого – они были слишком напуганы. Заключенный №819 услышал это и начал плакать. Он сказал, что он хочет выйти из эксперимента. Зимбардо пришел к нему и сказал, что он может выйти, если он скажет это вслух перед всеми. Заключенный №819 вышел из шкафа и повторил свое желание. Но тут один из охранников сказал ему: “Ты не можешь выйти. Ты слабак. Ты предатель. Ты должен остаться здесь и доказать, что ты мужчина”. Заключенный №819 поверил ему и сказал: “Хорошо, я останусь”. Зимбардо был шокирован этим и настоял на том, чтобы он ушел из эксперимента.
Третьим, кто сломался, был заключенный №416. Он был одним из последних, кто присоединился к эксперименту – он заменил одного из бывших заключенных. Он был более смелым и независимым, чем другие. Он не хотел подчиняться охранникам и не признавал их власть. Он устраивал бунты, отказывался выполнять приказы, оскорблял охранников. Он также пытался объединить других заключенных и поднять их мораль. Охранники ненавидели его и старались сломить его дух. Они изолировали его от других заключенных, лишали его еды, воды и сна, били его дубинками, заставляли его делать унизительные вещи. Они также проводили для него “суд”, в котором он был обвинен во всех грехах и приговорен к смерти. Они сказали ему, что они убьют его, если он не признает свою вину и не попросит прощения. Заключенный №416 не поддался на их угрозы и продолжал сопротивляться. Он объявил голодовку и сказал, что он готов умереть за свои права.
Зимбардо узнал об этом и решил посетить тюрьму. Он увидел, что происходит там, и был поражен. Он понял, что эксперимент вышел из-под контроля и что он несет ответственность за то, что происходит с участниками. Он решил прекратить эксперимент и освободить всех заключенных и охранников.
Что это значит?
Стэнфордский тюремный эксперимент стал одним из самых известных и скандальных психологических экспериментов в истории. Он показал, как легко человек может измениться под влиянием ситуации, как сильно он подвержен социальному давлению и ролевому поведению, как тонка грань между добром и злом в человеческой психике.
Зимбардо объяснил результаты эксперимента теорией ситуативной перспективы. Он утверждал, что поведение человека зависит не столько от его личностных черт, сколько от обстоятельств, в которых он находится. Он считал, что тюремная среда создавала такие условия, которые способствовали деградации и жестокости со стороны охранников и подчиненности и безнадежности со стороны заключенных. Он также говорил, что эксперимент демонстрировал влияние навязанной социальной поведенческой модели – то есть того, как человек думает, что должен вести себя в определенной роли. Он утверждал, что охранники и заключенные быстро адаптировались к своим ролям и стали вести себя так, как они думали, что от них ожидают.
Эксперимент вызвал много критики и споров. Многие ученые и общественные деятели осуждали его за нарушение этических норм и за причинение вреда участникам. Многие также сомневались в научной ценности и достоверности эксперимента. Они указывали на то, что эксперимент был проведен на маленькой и не репрезентативной выборке, что он не имел контрольной группы для сравнения результатов, что он был подвержен различным искажениям и предвзятостям со стороны исследователей. Они также критиковали теорию Зимбардо за то, что она игнорировала влияние индивидуальных различий, свободы выбора и моральной ответственности человека за свои поступки.
Эксперимент также имел большое влияние на общественное мнение и культуру. Он стал символом того, как легко человек может стать жертвой или преступником в зависимости от ситуации. Он также стал предметом многочисленных аналогий и сравнений с реальными событиями и явлениями, такими как нацизм, геноцид, терроризм, буллинг, коррупция, злоупотребление властью и т.д. Он также вдохновил многих художников и писателей на создание произведений искусства, основанных на его мотивах.
Выводы
Стэнфордский тюремный эксперимент – это уникальный психологический эксперимент, который позволил заглянуть в темную сторону человеческой психики. Он показал, как сильно мы подвержены влиянию ситуации и ролевого поведения, как легко мы можем потерять свою индивидуальность и моральность в условиях давления и стресса. Он также заставил нас задуматься о том, как мы можем предотвратить или преодолеть такие негативные эффекты, как мы можем сохранить свою человечность и сопереживание в любых обстоятельствах.
Спасибо за внимание, дорогие читатели! Если эта статья была для вас интересной и познавательной, подписывайтесь и ставьте лайк. Также пишите свое мнение в комментариях.