В предыдущей статье мы рассказали, как выбрать коды ОКВЭД, налоговый режим и зарегистрировать ИП. Теперь объясним, что важно сделать сразу после этого, чтобы начать зарабатывать и не получить штраф.
Собрать данные ИП в одну папку
Чтобы каждый раз, когда надо составить договор или вписать данные для отчетности, не искать нужные реквизиты и формы, стоит сделать папку, где они всегда будут под рукой. Подойдет облачное хранилище вроде Google Диска или просто папка на рабочем столе.
Что там надо хранить:
- лист записи в ЕГРИП, который прислала налоговая;
- реквизиты ИП: ФИО, адрес, телефон, номера ИНН и ОГРНИП, полная информация о счете в банке;
- книга учетов и расходов (КУДиР).
Если не хотите вести КУДиР самостоятельно, можно подключить онлайн-бухгалтерию. Это программа, которая ведет учет операций и фиксирует все безналичные поступления. Такой сервис есть, например, у Тинькофф.
Проверить, нужна ли онлайн-касса
Если вы принимаете платежи от обычных людей, вам нужна онлайн-касса. Исключение — ИП на НПД и с патентом на некоторые виды деятельности, например на торговлю с открытых прилавках на рынках. Полный список есть в ст. 2 закона № 54-ФЗ.
Онлайн-кассы пробивают чеки клиентам и отправляют их в налоговую. Они бывают двух видов.
- Обычные: небольшие гаджеты, которые печатают бумажные чеки. Нужны, если вы работаете в офлайне. Стоят от от 8000 до 20 000 ₽ в зависимости от функций.
- Облачные: когда предприниматель берет в аренду онлайн-кассу, которая установлена в дата-центре. Подойдут для интернет-магазинов. Продаются как сервис и стоят от от 1700 ₽ в месяц.
Онлайн-кассу удобно интегрировать с эквайрингом. После оплаты картой она будет автоматически пробивать чек, ничего отдельно нажимать не нужно.
Предупредить надзорные органы
Если работаете с клиентами офлайн — например, у вас кафе или салон красоты, — надо уведомить Роспотребнадзор. Так вы подтвердите, что работаете и соблюдаете все требования властей.
Сделать уведомление нужно после того, как откроетесь, но перед тем как примите деньги от первого покупателя. Иначе Роспотребнадзор может выписать штраф — от 3000 до 5000 ₽.
Решить, как принимать деньги от клиентов
Есть три способа:
- по выставленному счету;
- картой;
- наличными.
Любую оплату от обычного человека — не ИП и не юридического лица — надо пробивать через онлайн-кассу и выдавать покупателю чек.
Теперь про каждый способ подробнее.
По счету. Сформировать счет можно за пару кликов в личном кабинете в банке.Обычно так платят компании и ИП, когда переводят деньги со своего расчетного счета на ваш.
Счет можно выставить и для обычного человека, чтобы он отправил перевод через мобильный банк. Но это неудобно: покупателю придется перебивать много цифр вручную. В таких случаях привычнее расплачиваться картой.
Через эквайринг. Чтобы клиенты могли расплачиваться картой, нужно подключить эквайринг. Это услуга банка.
Есть торговый эквайринг — терминалы для оплаты, которые мы каждый день видим в магазинах. Он понадобится, если у вас есть офлайн-точка или курьеры.
Еще есть интернет-эквайринг — это прием денег по карте в интернете. Можно встроить форму оплаты на сайт или отправлять клиенту ссылку: он перейдет по ней, введет данные карты и оплата поступит вам на расчетный счет. Подойдет, если у вас онлайн-магазин или вы оказываете услуги по предварительной записи и берете предоплату, как, например, в отелях.
Наличными. Такой способ оплаты можно использовать, если работаете с обычными людьми и ИП. Все платежи нужно пробивать через онлайн-кассу вручную.
Следить за налогами
Когда начнете работать, регулярно проверяйте, все ли декларации и отчеты вы подаете вовремя и нет ли задолженности по налогам. Если вы долго не получаете доход, можно перейти на НПД — режим налогообложения, который сохранит статус ИП и временно освободит вас от фиксированных страховых взносов.
Больше полезных материалов для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».