Собрали ответы на самые частые вопросы начинающих предпринимателей в один материал.
Как выбрать код ОКВЭД
С помощью кода ОКВЭД предприниматель показывает государству, банкам и контрагентом, чем он занимается. Можно выбрать несколько кодов, если одновременно планируете вести разную деятельность, например писать код и проводить фотосессии на заказ.
Предприниматель должен заниматься именно той деятельностью, которую указал в кодах. Если указали розничную продажу цветов, надо продавать цветы, а не гвозди. Иначе могут быть проблемы: для налоговой это повод заподозрить, что вы организовали фирму-однодневку и уклоняетесь от налогов.
При регистрации надо указать основной код и дополнительный.
Определите, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: «Что делаем? Где? Для кого?»
Например:
- Что делаем? Производим и продаем одежду.
- Где? Производим на фабрике, а потом продаем в интернете и шоуруме.
- Для кого? Для розничного потребителя.
Выписать все подходящие коды ОКВЭД. Найти их можно в специальном справочнике — выбирайте свою категорию и ищите по тематическим разделам.
В нашем случае подойдут такие коды:
- Для интернет-магазина — 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».
- Для шоурума — 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».
- Для производства одежды — 14.14., 14.13., 14.19 в зависимости от того, какую именно одежду собираемся производить, для кого и из каких материалов.
Выбрать основной код и дополнительные. Обычно это та деятельность, которая по плану будет приносить больше всего дохода. Если мы собираемся раскручивать доставку и делать упор на интернет-магазин, стоит выбрать код 47.91.2.
Но есть еще один момент: по основному коду ИП может получить налоговые льготы и каникулы. Перед тем как сделать окончательный выбор, изучите все льготы в своей отрасли. Если какой-то из подходящих вам кодов попадает под льготу — выбирайте его основным, а остальные дополнительными.
Строгих ограничений по количеству кодов нет, но юристы советуют выбирать не больше 20 и из смежных сфер деятельности.
Какой налоговый режим для ИП выбрать
ИП может выбрать одну из шести систем налогообложения:
- основную — ОСН;
- упрощенную — УСН;
- автоматизированную упрощенку — АУСН;
- патент — ПСН;
- налог на профессиональный доход — НПД;
- единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН.
ОСН. ИП на этой системе налогообложения платят больше всего налогов: НДС, НДФЛ, налог на имущество. Плюс к этому придется еще сдавать более сложную отчетность. На этом режиме обычно работают крупные компании.
УСН — самый популярный налоговый режим для ИП. На нем предприниматель платит только налог на доход от бизнеса, причем по более низкой ставке, чем на ОСН. Подать заявление на УСН стоит одновременно с регистрацией, иначе вас автоматически переведут на ОСН.
У упрощенной системы есть два варианта:
- «Доходы». На ней предприниматель платит до 6% от доходов, поступивших на расчетный счет или в кассу, а также неденежные поступления, например взаимозачет. Доходы — это не только выручка от продажи товаров, работ или услуг, но и, к примеру, штраф от контрагента за нарушение им условий договора.
- «Доходы минус расходы». Здесь предприниматель платит процент от прибыли, то есть вычитает из своих доходов расходы бизнеса. С положительной разницы надо платить до 15% в зависимости от региона.
В каждом регионе своя ставка по УСН, 6 и 15% — стандартные показатели, но чаще процент меньше.
Чтобы вам было проще выбрать, сделали инфографику.
АУСН. На ней могут работать только ИП в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.
Так же как на УСН, на АУСН есть два варианта:
- «Доходы» со ставкой 8%;
- «Доходы минус расходы» со ставкой 20%.
Региональных льгот нет и не планируется.
Отличие от УСН в том, что система сама рассчитывает налог к уплате.
Предприниматели на АУСН также не платят взносы за себя и работников, не сдают декларацию и часть отчетов за сотрудников.
Патент. На патенте вы платите фиксированную сумму в год. Размер зависит от места регистрации и вида деятельности. Весь год можно зарабатывать сколько угодно и больше налоги с доходов не платить.
Чтобы понять, когда выгоднее патент, надо узнать, сколько он стоит в вашем регионе для вашего вида деятельности. Цена сильно отличается: например, в Москве годовой патент на разработку программного обеспечения стоит 600 000 ₽, а в Туле всего 3810 ₽.
НПД. Самозанятость подойдет не всем: на НПД можно только продавать товары собственного производства, самостоятельно выполнять работы или оказывать услуги. То есть продавать свитера, которые вязал сам, можно, а купить и перепродавать — нельзя.
ЕСХН. Это упрощенный налоговый режим для предприятий, которые связаны с сельским хозяйством, например ферм или садоводств. Для них государство предлагает особые льготы и условия.
Какие взносы платит ИП
Кроме налогов, ИП должен платить страховые взносы. Причем неважно, есть у него доход или нет.
Есть три категории взносов.
Взносы ИП за себя — это конкретная сумма в год, которая идет на медицинское страхование и пенсию. В 2023 году фиксированная часть составляет 45 842 ₽ в год. На НПД и АУСН нет фиксированных страховых взносов.
Взносы за сотрудников. Рассчитываются в процентах от зарплаты работника.
Дополнительные взносы. Если за год вы заработали больше 300 000 ₽, то должны будете заплатить еще 1% сверх этой суммы. На УСН вы считаете ваш реальный доход, на патенте — потенциальный, который рассчитывало государство для вашего вида деятельности.
Какие документы нужны для регистрации ИП
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговую инспекцию нужно подать:
- заявление по форме № Р21001;
- оригинал паспорта будущего ИП;
- документ об уплате госпошлины 800 ₽, если регистрируетесь лично в налоговой.
Дополнительно могут понадобиться оригинал или копия свидетельства о регистрации по месту жительства и справка об отсутствии судимости.
Где подать заявление на регистрацию
Есть пять способов открыть ИП:
- Лично в налоговой или в МФЦ по месту прописки.
- Онлайн через Госуслуги.
- Онлайн через сервис налоговой службы с помощью мобильного приложения «Госключ».
- Через нотариуса.
- Через специальные сервисы. Такой, например, есть у Тинькофф.
Больше полезных материалов для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».