Найти в Дзене
Дважды аутизм

Аутизм. Гиперлексия

Гиперлексия при аутизме. Что это такое и как она проявляется? 

Тиму не было и двух лет, когда он выдал нам знание английского алфавита. А в три прочел вслух первую книжку. И тоже на английском. При этом в садик он не ходил. А дома с ним мы разговаривали по-русски. 

В то время мы не знали, что это аутизм и гиперлексия. И радовались гениальности нашего ребенка. 

Но «гениальность» начала проявляться еще значительно раньше. В год Тим мог подолгу сидеть над раскрытой книгой без картинок, глядя на буквы. 

Пишу о мальчике Тиме
7 лет
Аутизм

Мы восхищались тем, что ребенок мог часами слушать сказки Пушкина. И не догадывались, что у него будут напрочь отсутствовать социальные навыки. 

Скупали ему тоннами книги, буквы, цифры и все, что с этим связанно. 

 

Это гипертрофическая способность к развитию навыков чтения. Когда ребенок сам себя учит читать. 

В тоже время, существуют большие прорехи в самоконтроле, считывании эмоций  и невербальных сигналов другого человека, понимание ситуации. 

Тим не учится на собственных ошибках. Ушиб об ножку стола, не гарантирует того, что в следующий раз он будет осторожнее. 

Каждый раз нам нужно заострять на этом внимание. Обсуждать, как это произошло… Озвучивать, что это больно… Как нужно себя вести в следующий раз, чтобы такого больше не случилось…

Чаще всего, ребенок гиперлексик не понимает прочитанное. Он не следует инструкциям и у него плохое понимание обращенной речи. 

И вот в этом нам повезло. У Тима есть понимание речи. Он выполняет инструкции. И его речь развита хорошо. 

Ближе к пяти годам, специалисты, давая Тиму написанные задания, убедились в том, что он так же хорошо понимает и прочитанное. 

Задания были примерно такие : «Обведи лишний предмет». И из мячика, солнца, колеса и чемодана, Тим выбирал чемодан. 

Благодаря раннему навыку чтения, мы многому смогли научить Тима. Там, где ему было страшно и непонятно, мы писали социальные истории. Он прочитывал их много и часто. У нас не было ни одного вечера перед сном без книги. 
Так мы общались. Текст был связью с нашим непонятным и часто пугающим миром.  Социальных историй было много. Очень много. На разнообразные темы. 
Кроме этого мы писали Тиму записки. Каждое утро небольшая записочка о том, как мы его любим. С пожеланием хорошего дня. 

При помощи чтения мы обучались таким навыкам, как останавливаться, ждать, прощаться и просить. 

В этом году Тим закончил первый класс. И в конце года школьными специалистами был вынесен вердикт. У Тима гиперлексия. 

Написанную информацию он воспринимает лучше услышанной

Что, собственно, не удивило нас. 

Но не смотря на это Тим получил отличный результат по тесту, который проводила ему логопед. Понимание и использование словарного запаса у него тянет на 116 баллов. Тогда как средним уровнем считается оценка 100.  

Благодаря этому Тим забавно разговаривает. Например, вместо : «Я заболел», он скажет : «Я подхватил простуду») 

——-

Кроме книг Тим интересуется познавательными шоу и передачами. Компьютерными играми. Он с легкостью решает задачи на планшете. 

А вот работа в тетради вызывает трудности и протест. 

Конечно, мы продолжаем пользоваться Тиминым «супернавыком» для его же обучения. И не столько академическим навыкам, сколько социальным. Навыкам взаимодействия с людьми. 

Тим с раннего детства обожает комиксы. Однажды, года в четыре, он обнаружил в комнате старшего брата книгу с комиксами “Calvin and Hobbes”. С тех пор она стала сопровождать Тима повсюду. Он с ней спит, ест, ходит в магазин, ездит на кемпинг…

Он зачитал ее до дыр и потерял много страничек. Но все продолжает с ней не расставаться. 

И вот тут Тима тяга к чтению играет на руку в работе по коррекции аутизма. Сложности во взаимодействии отлично «лечатся» комиксами. 

Каждая ситуация перед ребенком разбивается на отдельные поминутные сюжеты. Что облегчает восприятие происходящего. Ребенок прочитывает не только диалог между героями, но и их мысли. Это дает понимание того, что человек может говорить не то, что думает или чувствует. 
В комиксах отлично прорисовываются эмоции каждого героя. 

Поэтому, можно смело заявить, что комикс является отличной методикой по коррекции аутизма. 

Не знаю, насколько Тим может проникнуться чувствам персонажей книги. Но ему очень часто бывает смешно. И этот заразительный смех звучит лет с четырех. С тех пор, как к нему в руки попала первая книга с комиксами. 

Что же касается эмоций. Тут тоже помогает чтение и визуализация.  
Для этого мы используем карточки с написанными на них эмоциями и вопросами к ним. Тим прочитывает вопросы, а затем отвечает на них. Идет настоящее обсуждение человеческих чувств. 

Таким образом, имеющийся синдром мы оборачиваем во благо развития нашего ребенка)