Найти в Дзене

Психологическая помощь студенческой молодежи

Оглавление

Поступление в вуз — всегда очень значимое и волнительное событие в жизни будущего студента. Процесс адаптации к новой системе обучения, коллективу, жизни в общежитии может быть сложным и приводить к стрессу. Для того, чтобы сделать этот период более легким и успешным, работает горячая линия по оказанию психологической помощи студентам.

Мы обсудили наиболее волнующие вопросы абитуриентов с психологом КузГТУ, доцентом кафедры истории, философии и социальных наук Ириной Валентиновной Кондриной.

Кондрина Ирина Валентиновна, психолог КузГТУ
Кондрина Ирина Валентиновна, психолог КузГТУ

Случаи бывают разные

Начало обучения в вузе многое меняет в жизни 18-летнего человека. Этот возраст считается кризисным: происходит переоценка ценностей, жизненных идеалов, ломка стереотипов. Отсюда недопонимание с родителями, конфликты в студенческой группе, чувство одиночества и многие другие проблемы. С какими наболевшими вопросами студенты обращаются в службу психолого-педагогического сопровождения?

-2
Ситуация первая: «Мне неинтересно учиться, я разочаровался в профессии. Родители говорят – надо доучиться и получить диплом. А я не хочу. Что делать?»

– Есть три пути. Первый – это попробовать понять, что все-таки это твое; второй – закончить вуз, получив базовое техническое образование, а потом уже искать дело своей жизни. И, наконец, отказаться от всего именно сейчас и искать себя в другой сфере. Наша служба поможет повторно провести диагностику профессионального определения. Проработать вопрос, чтобы решение было принято взвешенно, и, главное, самостоятельно.

Ситуация вторая: В комнате общежития живут четыре девушки, к одной из них наведывается молодой человек и «зависает» там часами. Это доставляет соседкам дискомфорт. Или так: двое из четырех парней, живущих в комнате, отказываются убирать за собой – мыть посуду, пол и прочее. Они просто не привыкли этого делать и прямо заявляют, что не видят в этом необходимости, а если кого-то что-то не устраивает, то пусть делает сам.

– Жизнь в общежитии – возможно, самая существенная перемена в социализации студентов, вынужденных впервые надолго уехать из родительской семьи и жить с незнакомыми людьми. Это важная часть студенческой жизни, в немалой степени влияющая на качество учебы. Все-таки хочется приходить в общежитие, как к себе домой, отдыхать в комфортной обстановке, а не воевать с соседом. С подобными вопросами часто обращаются в нашу службу. Девушка, конечно, должна была спросить у соседок по комнате разрешения привести друга. Но фраза типа «Это и моя комната, я здесь живу – что хочу, то и делаю», – плохо работает для сохранения добрых отношений. Живя на одной территории, ты априори претендуешь на свободу другого человека. Просить разрешения и извиняться за причиненные неудобства – это показатель уважительного отношения и хорошего воспитания. В случае с парнями хорошо бы познакомиться с деталями ситуации. Но что точно могу посоветовать – не бросайте попыток договориться. Узнайте больше о ваших соседях, интересуйтесь ими искренне, и общение перейдет на более доверительный и уважительный уровень. Возможно, молодой человек отказывается мыть пол, потому что просто не умеет этого делать.

-3

Ну что ж, каждому первокурснику рано или поздно придется понять, что он вступил во взрослую жизнь, занят новым, серьезным делом – получает знания для своей будущей профессии. Это тяжелый труд, требующий умственного и психологического напряжения. Нужно к этому привыкнуть – адаптироваться.

Мы пришли в храм знаний

Все приходят в пространство вуза со своими представлениями о жизни. Буквально на днях я встретила парня, в группе которого я была куратором. Он рассказал, что в школе было сложно, много детей из неблагополучных семей, тяжелые времена и плохое материальное положение. А в вузе он увидел другое отношение, свою нужность и причастность, нашел приятелей по интересам, с удовольствием пошел на репетиции хора. Поднялся на другой уровень самоощущения и проучился пять лет с отличным настроем. То есть почувствовал себя в настоящем храме знаний, науки и культуры.

-4

– Наша задача – проводить инициацию первокурсников, узнать их со всех сторон, – делится мыслями Ирина Валентиновна. – Мы же делаем входной контроль знаний студентов по физике и математике, но совершенно не знаем их личностные качества, природную предрасположенность. А еще обязательно должны быть встречи с работодателями, с выпускниками вуза, которые хорошо себя чувствуют в профессии, пусть расскажут о своих страхах, сомнениях на первых порах, и как справлялись. Возможно, проводить встречи с преподавателями – не на уровне оценок и требований, а на уровне доверия друг к другу. Такая атмосфера сокращает дистанцию, позволяет наладить хорошие отношения.

– Когда ты приходишь в другое пространство – нужно уважать его порядки и проявлять воспитанность и уважение в окружающим. У нас должна быть пропаганда вузовской культуры, – считает Ирина Валентиновна. – Что это такое? Просто нужно любить стены, в которых ты учишься, любить столы, за которыми сидишь, стулья на которых сидишь. Любить людей, с которыми ты находишься рядом, ценить их труд. Не нужно громко разговаривать и ругаться матом. Это уважение свободы другого человека – возможно, именно сейчас он не рассчитывал вас слушать. Какой бы аспект жизни вуза ни затрагивать – адаптации, мотивации к учебе, воспитания, мастерства педагогов и прочего – вывод один: эффективнее и быстрее все получается в среде взаимного уважения.

Если нужна помощь

Получить помощь психологов и обратиться за поддержкой можно по телефону горячей линии: 8(800)222-55-71.