Найти тему
КиноПсихолог

Простой и надежный способ защитить себя от психологических игр, манипуляций и треугольника Карпмана (если в этом вообще есть потребность)

Оглавление

"Ну, погоди!". Серия 6. Шестой выпуск

Насколько вообще уместно искать психологию в веселом и детском мультфильме?

Часто ли мы задумываемся над тем, что дышим воздухом? Ну, дышим и дышим. Процесс автоматизирован и особой осознанности не требует, разве что вы решите заниматься йогой, медитацией или дыхательной гимнастикой. Если же вас спросят, как называется то, чем вы дышите, вы, вероятно удивитесь такому вопросу, но скажете, что это "воздух". Естественно и без научной зауми.

Для людей характерны психологические игры и манипуляции – для представителей человечества они так же естественны, как дыхание. Однако когда люди "играют", они думают об этом не больше, чем о воздухе. Дышим и дышим, играем и играем. И если спросить "играющего" человека, чем он занимается, он ответит, например, что он "общается".

То, что на бытовом уровне выглядит естественным и простым, выглядит иначе со стороны научного знания. Тот же воздух будет иметь определенный состав, а все его компоненты можно описать химическими формулами. Общение в психологии так же может быть описано с помощью сложных слов, формул, схем, сценариев и т.д. Никому из нас не нужно знать химические формулы, чтобы дышать. Кажется, что и с общением дела обстоят так же. Не нужно владеть психологическим знанием и терминологией, чтобы общаться.

Но вот удивительный момент. Люди, которые называют воздух "воздухом", а воду "водой", не выступают агрессивно против химиков за то, что те посмели прекрасный воздух разделить на элементы и придумали для нормальной воды какую-то дикую формулу "Аш-два-о", совершенно оторванную от жизни.

А в психологии нечто подобное происходит постоянно. Мы, видите ли, общаемся, а тут приходят все эти психологи из подворотни, натягивают сову на глобус, высасывают что-то из пальца, притягивают за уши и начинают наше чудесное общение расщеплять, разделять, обозначать какими-то словами и описывать по диким формулам. Зачем??? Считайте, что это риторический вопрос. Лично я веду свой канал для тех, у кого такой вопрос не возникает в принципе. И в этой статье в очередной раз буду расщеплять Зайца с Волком.

"Ну, погоди!", скриншот. Игра увлекает обоих участников.
"Ну, погоди!", скриншот. Игра увлекает обоих участников.

И, конечно, как всегда, меня интересует не сам мультфильм как художественное произведение, а те психологические моменты, которые в нем можно увидеть. А увидеть их можно по той простой причине, что они есть – как воздух. Даже когда сценаристы не прописывают в сценарии специально наличие воздуха (что выглядело бы странно), он ведь всё равно есть на съемочной площадке, по умолчанию. Его не может не быть.

Так что с Зайцем и Волком?..

С бытовой точки зрения Заяц и Волк просто общаются, как-то выстраивают свои отношения и взаимодействуют – как могут, как умеют, как получается. С психологической точки зрения, например, в понятиях трансактного анализа, они "играют". Играть можно по-разному, но, пожалуй, самой известной схемой для психологической игры является треугольник Карпмана – модель отношений, в которых люди неосознанно играют роли Преследователя, Спасателя и Жертвы.

"Ну, погоди!", скриншот. Без "игр" хорошо, но скучно. Долго наслаждаться покоем не получится.
"Ну, погоди!", скриншот. Без "игр" хорошо, но скучно. Долго наслаждаться покоем не получится.

В любой игре есть динамика. Люди не сидят годами, месяцами или днями в одной роли. Роли постоянно переключаются, всегда кто-то "переобувается в воздухе": вчерашняя жертва оказывается преследователем, преследователь встает на место жертвы. Собственно, на этой динамике и построен весь мультсериал "Ну, погоди!".

А начинается всё зачастую с ярлыков. Общаясь с людьми, многие по привычки развешивают ярлыки на всех, кого видят и с кем взаимодействуют: этот Волк, а этот – Заяц (зожник, хулиган, отличник, гений, босс, училка, зануда, афторка и т.д. и т.п.).

"Ну, погоди!", скриншот. Прыжки с парашютом плохо вписываются в образ зайки-трусишки.
"Ну, погоди!", скриншот. Прыжки с парашютом плохо вписываются в образ зайки-трусишки.

Затем подключаются ожидания: за любым ярлыком стоит стереотип. Подсознательно человек ожидает, что ярлык, который он кому-то присвоил, будет "правильно" описывать своего обладателя.

У нас есть ярлык "Волк". По идее, мы вправе ожидать от хищника ловкости, смелости, решительности, уверенности и силы. У нас есть ярлык "Заяц". Стереотипы же таковы, что заяц – трусишка, слабое, безвольное существо, жертва, годная лишь на то, чтобы ее поймали и съели. Ничего личного, так устроена природа.

"Ну, погоди!", скриншот. Слишком слабое существо, чтобы быть Волком.
"Ну, погоди!", скриншот. Слишком слабое существо, чтобы быть Волком.

А люди устроены так, что они склонны не оправдывать чьи-либо ожидания. Даже когда они пытаются оправдать чьи-то ожидания, получается еще хуже. Зайцем и Волком ожидания, связанные с ярлыками, не оправдываются настолько, насколько это вообще возможно.

Заяц – ловкий, крепкий, спортивный, успешный. Он прыгает с парашютом так, что невозможно заподозрить в нем новичка. Он хорошо плавает, профессионально, со знанием дела, ныряет (об образе жизни Зайца я уже писала в статье по первому выпуску, поэтому здесь не буду на этом останавливаться). А Волк, напротив, слабый, бесхарактерный, непутевый, неловкий, неуклюжий, невезучий, наивный. В очередном эпизоде ему достается от козла, от петуха, от пса, ну и само собой от Зайца.

"Ну, погоди!", скриншот. Гусю досталось "за Зайца", потому что он просто по неосторожности попал на поле чужой игры.
"Ну, погоди!", скриншот. Гусю досталось "за Зайца", потому что он просто по неосторожности попал на поле чужой игры.

Он умудрился схлопотать ведром по голове, получить взбучку, потерять штаны, зацепившиеся за удочку, упасть с самолета, попасть под ковш сельскохозяйственной машины, получить заряд из ружья солью и выпасть из поезда... В общем, "хищник" он так себе.

"Ну, погоди!", скриншот. Волк - растяпа, а не грозный хищник, поэтому роль "Преследователя" ему всегда плохо удается.
"Ну, погоди!", скриншот. Волк - растяпа, а не грозный хищник, поэтому роль "Преследователя" ему всегда плохо удается.

Когда началась их игра? Когда мы (как зрители) и они сами (как участники) увидели картинку, соответствующую стереотипам, и радостно нацепили ярлыки: вот маленький бедный зайчик, который вынужден убегать, а вот злобный хищный волк-хулиган, который хочет зайчика съесть. Всё, игра началась.

"Ну, погоди!", скриншот. Даже получив тумаков от Петуха, Волк обвиняет во всем Зайца. Петух вне игры, с ним не интересно.
"Ну, погоди!", скриншот. Даже получив тумаков от Петуха, Волк обвиняет во всем Зайца. Петух вне игры, с ним не интересно.

Волк играет с Зайцем, Заяц с Волком, а сериал играет со зрителями, которым всё это интересно (потому что без игры смотреть было бы скучно).

Ожидания Волка не оправдываются, заяц совсем не то, чем кажется, и происходит стабильное переключение: Волк оказывается Жертвой, а Заяц занимает место Преследователя.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

В жизни эта схема работает точно так же. Оценка, ярлык, стереотип, ожидания... А потом всё переворачивается. Вот только вчера ты искренне сочувствовал несчастному коллеге, который без тебя никак не справится, а сегодня он уже тебя подсидел или пошел на повышение. Вот совсем недавно согласилась встречаться с мужчиной, потому что он "страшненький, но такой добрый", а и года не прошло, как ты сама уже виновата в том, что у него, оказывается, пять любовниц.

Естественно, можно изучить концепцию Карпмана и научиться разбираться во всех этих ролях (примерно за полгода-год это возможно сделать), но... Надо ли дома вспоминать формулу воды, прежде чем открыть кран? Сомнительно. Как же обезопасить себя от психологических игр и манипуляций, не обладая специфическими знаниями?

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Есть простой и надежный способ, который хорошо работает в любых жизненных ситуациях. Он основан на понимании того, чем я поделилась в этой статье.

  • Дело в том, что любые психологические игры начинаются только тогда, когда человек внутренне оказывается в "детском" или "родительском" состоянии. "Взрослые" в игры не играют.
  • Быть психологически взрослым – значит опираться на факты (а не впечатления, домыслы и стереотипы) и анализировать данные (а не выдавать желаемое за действительное).
  • Опираться на факты – навык, который несложно развить. Главное, избегать оценок, ярлыков и стереотипов.
  • Принцип Сократа всем нам в помощь! "Я знаю, что ничего не знаю" – прекрасная установка для общения с любым человеком, даже хорошо знакомым. Важно не додумывать ничего про его характер, мотивы, принципы, чувства, эмоции, статус.
  • Волка с Зайцем втягивает в игру последовательность: "Оценка – Ярлык – Стереотип – Ожидания". Если отказаться от этих элементов в области коммуникаций, вас практически никто не сможет затащить в игру и манипуляцию.
  • Очень полезно наблюдать за собой и своим мышлением: как только поймали себя на мысли, что навешиваете ярлыки, даете оценку человеку, воспринимаете его через какой-то стереотип, говорите себе "стоп", потому как игра уже началась, но из нее еще можно успеть выйти.
  • Тренируйтесь ничего не ожидать от других людей и развития событий или хотя бы начните за собой замечать, что ожидания у вас всё-таки бывают (на них указывают чувство радости или разочарования).
  • Замечайте эмоции: если от общения возникают такие эмоции, как стыд, вина, обида, раздражение, жалость, ненависть, праведный гнев, возмущение, гордость собой, удовлетворение от признания, скорее всего, момент вы пропустили, и какие-то стереотипы и ожидания уже запустили игру.
"Ну, погоди!", скриншот. Волк время от времени испытывает "позор", за который хочет отыграться, поэтому игра всегда заходит на новый круг.
"Ну, погоди!", скриншот. Волк время от времени испытывает "позор", за который хочет отыграться, поэтому игра всегда заходит на новый круг.

Возможно, поначалу этот способ не кажется таким уж простым. Но и ходить мы не сразу научились. Самое главное в этом подходе – запомнить, какие 4 элемента важно отслеживать за собой и "стопорить":

  1. Не оценивать других – фокусироваться лишь на фактах и поступках.
  2. Не подбирать для других "ярлыки" – разрешить себе просто наблюдать.
  3. Не подпитывать свои заблуждения стереотипами – напоминать себе, что вы точно знаете лишь то, что ничего не знаете о другом.
  4. Не ожидать от других конкретных реакций, слов, действий – настраивать себя на то, чтобы быть открытым и готовым к любой реакции со стороны другого, без попыток ее предугадать.
"Ну, погоди!", скриншот. Ведь можно было поймать Зайца в этой ситуации... Но играть нужно по правилам.
"Ну, погоди!", скриншот. Ведь можно было поймать Зайца в этой ситуации... Но играть нужно по правилам.

Если бы Волк с Зайцем исходили из этих принципов, их игра даже и не началась бы. А если бы началась, то закончилась бы в первой серии (к нашему огорчению). В следующий раз поговорим о некоторых признаках, которые выдают в Волке "заядлого игрока".

Другие статьи по мультфильмам – в подборке:

Мультики о токсиках | КиноПсихолог | Дзен