Скажу сразу, что официальный отчет ФИПИ (разработчика экзамена) с типичными ошибками и полной статистикой по ЕГЭ 2023 публикуется в конце августе. Сегодня я хочу поделиться своими ощущениями от прошедшего экзамена.
Итак, прежде всего мы видим снижение общего балла, вот такие цифры дает Рособрнадзор:
В предыдущие годы средний балл по английскому языку был самый высокий и составлял: в 2022 - 73,27, в 2021 - 72,2, в 2020 году - 70,9. Как видно по графику, в этом году русский язык вырвался в лидеры, я думаю, что так уже и останется, так патриотичнее.
Конечно, такое падение балла связано с новой системой оценивания. Появились первичные и вторичные баллы, сократилось количество заданий на 2 шт. В принципе всё ожидаемо, но психологически к этому ещё сложно привыкнуть. Раньше при усиленной подготовке у многих был результат 90+, ведь на такой балл можно было допустить 10 ошибок. Сейчас же 90+ - это максимум 5 ошибок при том же объеме экзамена.
Ну ладно, ко всему привыкаем, и к этому привыкнем. Давайте посмотрим, где были ошибки у выпускников.
Где ребята потеряли баллы?
В этом году многие преподаватели жаловались на неожиданную потерю баллов в задании 3 говорения - интервью. У моих ребят та же история. У одной ученицы единственная ошибка в этом задании и итог 98 баллов. У меня нет ни одного ученика, который смог бы выполнить это задание на максимальные 5 баллов. Все хоть один балл, но потеряли. Хотя на пробниках отличные результаты были почти у всех.
Почему так получилось? Основная проблема - строгие критерии оценивания - 0 баллов за хотя бы одну ошибку элементарного уровня. Но это как раз те ошибки, которые большинство экзаменуемых допускают. Я бы назвала их скорее оговорками от волнения, а не от незнания. Также в этом году были непростые вопросы, над которыми надо подумать, прежде чем ответить. Получается, что это уже не задание базового уровня, а сложнее. Вот эти вопросы с экзамена:
Что же делать? В следующем году буду больше отрабатывать это задание, выбирая вопросы посложнее. Буду просить отвечать проще в плане лексики и грамматических конструкций, но супер четко, без ошибок. Нужно над этой частью поработать.
А что с тестовой частью?
Здесь всё без сюрпризов, относительно. В основном были традиционные ошибки в задании 3 в аудировании, в чтении 3 - моём "любимом". Эти задания считаются повышенного уровня и действительно одну-две ошибки ребята в них часто делают.
С грамматикой мои справились неплохо, а вот со словообразованием внезапно возникли проблемы. Пара учеников сделала из слова nature - naturally, т.е. двойная суффиксация, правильный ответ был natural. Хотя я им говорила, что на ЕГЭ меняем основу слова один раз, а не два и более, как в Cambridge exams. Вообще, я заметила, что у учеников с высоким уровнем бывают ошибки в задании на словообразовании. Однажды, сильный ученик выдал слово visiters - через -er, а другой advertisment (без -е), а еще один ученик: uncountable вместо countless - опять двойное изменение основы. Что ж, буду говорить об этом ещё и ещё. За всем не уследишь.
Про письменную часть я уже писала в этой статье. Среди моих учеников минимальный балл за эссе 13 (из 14), а за письмо 5 (из 6). Здесь всё хорошо, надеюсь, что так будет и дальше.
А с устной частью?
По устной части: с первым и вторым заданием отлично - у всех по максимуму. Про третье задание я уже писала выше, это головная боль, буду думать и пробовать с этим бороться. По четвертому заданию - всё хорошо, минимальный балл - 9 (из 10), ошибки по грамматике, с этим сложно бывает, конечно.
Я веду статистику по ошибкам на ЕГЭ уже не первый год и понимаю, где ученики могут ошибиться. Я помогаю своим ученикам прокачать письменную и устную части, грамматику, словообразование и Use of English (по крайней мере, на 5 из 7) - то, что более-менее повторяется из ЕГЭ в ЕГЭ и ограниченно списками слов и конструкций.
Если у ученика изначально низкий уровень, то велик шанс того, что он потеряет основные баллы на аудировании и в чтении. К сожаленью, это то, что требует много самостоятельной работы дома: чтение, заучивание и тренировка слов, расширение словарного запаса. Если ученик не занимался английский раньше, у него нет хорошей словарной базы, а в аудировании и чтении она критична.
Наверстать это можно, но требуется: 1) мотивация, 2) самодисциплина, 3) много времени. По опыту знаю, что развить привычку регулярно заниматься английским очень сложно, а времени у выпускников нет: репетиторы по всем предметам и школьная домашка. Английский делается не в течение недели, а за 10 минут до урока.
Конечно, у всех учеников есть свои сильные и слабые стороны и они индивидуальны. Это не какие-то роботы, которые ставят галочки в нужном месте или переписывают шаблоны. За баллами стоят живые ребята со своими проблемами, страхами, нервами и т.д. У всех своя история, однако какие-то закономерности в результатах всё же видны.
Кстати, у меня есть статья про зону ответственности учителей и учеников при подготовке к экзаменам, если еще не читали, найти ее можно тут.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
"Сдал ОГЭ по английскому на пять, сдам и ЕГЭ на отлично". Так ли это? Как узнать свои шансы?
Итоги ОГЭ 2023: результаты моих учеников. Время собирать камни.