Пришли результаты ЕГЭ и ВК заполнилось постами с перечислением успешного успеха на экзаменах у коллег. У этих 100, но хотелось бы 105, у тех 80+, но им мало, по старому летоисчислению было бы 90+. У кого-то шок, ведь пробники писали на 100, а на экзамене 60+, и такое бывает.
В основном публикуются данные о хороших результатах: на то соц.сети и даны, чтобы презентовать себя в лучшем свете. Низкие баллы есть и их немало, просто о них принято молчать. Например, согласно ФИПИ в прошлом году 1% сдававших английский вообще не прошли порог в 22 балла, а 2% получили 0 за письменную часть. Как так? У них не было преподавателей? Или что-то другое помешало?
Где проходит эта граница между ответственностью преподавателя и ученика? Давайте разбираться.
Что говорит наука?
Новозеландский учёный-педагог Джон Хэтти в 2015 году провёл масштабное исследование по теме того, что влияет на процесс и результаты обучения. Он создал таблицу с 195 факторами: положительными и отрицательными. Например, среди негативных факторов учебы лидируют депрессия и просмотр ТВ, а среди положительных - оценка учителем достижений ученика и навыки учебы.
Затем Хэтти распределил все факторы на общие группы, которые предопределяют исход обучения. У него получилась такая диаграмма:
Согласно диаграмме, 50% успеха зависит от ученика, его мотивации, способностей и навыков. 25-30% - от качеств учителей (подход к обучению, квалификации, личные характеристики), семейные факторы - 5%, влияние ровесников - 5%, прочее - 15%. Если вам интересны подробности этого исследования, ищите книгу "Видимое обучение", там всё расписано подробно.
Получается, что главным фактором для успеха на экзамене является ученик, вернее его отношение к учёбе. Я с этим согласна и прочувствовала это на своем опыте.
Что происходит на самом деле?
Часто родители нанимают репетиторов и думают, что этот факт сам по себе гарантирует высокий балл на экзамене. Это транслируются и детям, которые передают это школьным учителям. Выпускники не ходят на доп.консультации и не работают на уроке, объясняя это тем, что у них есть репетиторы и они им всё дадут. По итогу, говорят, что в школе ничему не учат и нужно тратить деньги на репетиторов. Какой-то vicious circle.
Репетитор, даже самый именитый и опытный не может гарантировать получение высоких результатов. Я считаю, что большая часть обучения происходит, когда ученик делает что-то самостоятельно: читает, пишет, смотрит, делает ДЗ, тесты, пробные варианты.
Некоторые ученики не выполняют ДЗ, жалуясь на большую нагрузку по другим экзаменам. Один, два раза можно пропустить, но не регулярно? Репетиторы говорят родителям, те пожимают плечами — взрослые уже, сами решают. Но когда приходят результаты, почему-то некоторые об этой взрослости забывают.
До сих пор меня удивляют ученики, которые списывают ДЗ с интернета, и думают, что их не поймают. Да, от таких учеников можно отказаться, если у репетитора очередь за забором и лист ожидания. Но не у всех есть возможность разбрасываться учениками. Приходится придумывать или искать задания, на которые еще нет ответов онлайн. Всегда стараешься достучаться, объяснить почему учитель должен видеть "суровую реальность", а не списанное задание. Не до всех доходит, к сожаленью.
Ещё одна черта, которую я заметила и в том числе у своих учеников: в течение года многие работают вполсилы. Начинаешь проверять письменные работы - ошибка на ошибке. Спрашиваешь, почему не проверил, не вычитал? - "Мне некогда, писал на коленке на переменке, но на экзамене я соберусь и уххх"! Нет, не соберётся. На экзамене будет только хуже, к нехватке времени ещё прибавится нервное состояние.
Есть и другая категория учеников: они знают, что пойдут на платное, поэтому не прилагают особых усилий и просят их не загружать. Но сейчас даже на платное есть конкурс и порог надо постараться преодолеть.
В этом году ЕГЭ по английскому сдавало около 80 тыс.выпускников в основной период, из них 205 стобалльников. В целом общий балл снизился, но насколько, нам пока не говорят. Напомню, в прошлом году средний балл был 73,27 (самый большой по всем предметам) и было 164 стобалльника.
Что гарантирует успех на экзамене?
Именно желание ученика хорошо сдать экзамен играет решающую роль в результатах. Я работаю с учениками всех уровней, даже самых низких, и стараюсь, чтобы каждый показал свой максимум. Приходят ребята, которые раньше серьезно не занимались английским, у них много чего не получается, но их рвение и самоотдача приносят результаты. Они выполняют ДЗ и работу над ошибками, не списывают, не ищут оправданий. Благодаря этому, учитель видит реальный уровень и вовремя корректирует программу подготовки. У меня уже не раз было, когда с изначальным А2, получилось набрать 80+ баллов. Это доказывает, что усилия окупаются.
Бывает и обратное, когда приходят с достаточным для ЕГЭ уровнем, но без энтузиазма. Делают ДЗ со скрипом, кормят завтраками и обещанием собраться на экзамене, учатся так, как будто делают одолжение. Часто такие ученики впадают в нервное состояние перед самими экзаменами, т.к. понимают, что не дорабатывали, но уже поздно.
Ещё бывают те, кто не выполняют рекомендации преподавателя. Казалось бы, они приходят к нам за нашим опытом и знаниями, но почему-то не делают того, что им советуют. Вроде бы несколько раз проговаривали критерии, смотрели шаблоны, но на пробнике или, не дай бог, экзамене делается что-то абсолютно другое. "А я прочитал (мне сказали), что надо так!"
Здесь конечно не только ученики виноваты - очень много мифов и страшилок, связанных с ЕГЭ. Критерии оценивания могут измениться прямо перед экзаменами, нет единства в оценивании. Преподаватели придумывают "безопасные" шаблоны, чтобы всем экспертам угодить. ФИПИ ругает учителей за шаблонность и натаскивание, при этом не оставляя воздуха и загоняя ответы в строгие рамки.
Однако перекладывание ответственность за свои результаты на другого - это пассивная позиция, она не приводит к успешным результатам. У многих такой внешний локус контроля (склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам) остаётся на всю жизнь.
Вклад родителей
Конечно, результаты экзаменов зависят от родителей и домашней обстановки, их вклад Хэтти оценивает в 5-10%.
В чём проявляется ответственность преподавателя?
Согласно Джон Хэтти в 25% успеха, которые зависят от учителей, входят:
Я бы дополнила его такими факторами:
- Знание и понимание содержания экзамена и критериев оценивания.
Преподаватели должны разбираться в критериях оценивания экзамена и донести эту информацию до учеников. Кому как ни нам читать все эти "Методические рекомендации" и переводить их на язык, понятный школьникам. Конечно, в идеале, чтобы учитель сам сдал ЕГЭ, например, как выпускник прошлых лет. У меня был такой опыт, я описала его тут.
- Выстраивание отношений с учениками и родителями.
Если речь идёт о репетиторах, им легче - они всегда могут отказаться от работы с клиентом. Всегда важно договариваться на берегу. Например, о том, что результат будет зависеть от выполнения ДЗ, отсутствия пропусков и прогулов. Сложно с первого взгляда оценить шансы ученика, особенно если они делают входное тестирование самостоятельно - могут и списать. Всё это всплывает уже позже, во время работы. К этому надо быть готовым и держать связь с родителями, чтобы те быстро реагировали.
Бывает, что контакта с родителями нет вообще, когда с репетитором связывается сам ученик. Но с такими ребятами обычно нет проблем. Если они могут самостоятельно договориться и выбрать репетитора, то и учебу воспринимают серьезно.
- Умение развивать learner's automony (самостоятельность ученика).
Ученик должны понимать, что входит в экзамен и какие навыки необходимы для его успешной сдачи. Какие есть стратегии выполнения заданий и что подходит именно ему. Где его сильные и слабые стороны. Преподаватель должен давать доступный и понятный материал и советы, рекомендации по его овладению.
- Вовлеченность и поддержка
Я думаю, у всех преподавателей есть свои программы по подготовке к ЕГЭ. Они проверены временем и результатами. Но иногда появляется необходимость что-то изменить, докрутить, чтобы это больше подходило ученику. При индивидуальных занятиях сделать это проще, так как всегда есть возможность изменить программу под конкретный запрос и уровень.
Важно за учениками видеть личность. Нужно дать возможность им высказаться и попробовать их услышать. Не идти у них на поводу и не потакать капризам, но стараться понимать их ситуацию, опасения, страхи и т.д.
Иногда учителя гоняться за успешными результатами и нагнетают обстановку, вводят ученика в состояние тревожности. Здесь требуется соблюдение баланса: мотивировать, но не передавить. Применять scaffolding, позволяя ему опираться на вас, но не брать на себя всю ответственность за его результаты. Важно позволить ученикам стать самостоятельными.
А Вы чтобы дополнили в этом списке?
На сегодня всё. Stay tuned!
Итоги ОГЭ 2023: результаты моих учеников. Время собирать камни.
Классификация ЕГЭшников, их проблемы и пути решения. Как помочь выпускникам?