Найти тему
Английский с Алекс Дар

"90 баллов - моя заслуга, а если всё плохо - не моя вина". Кто несёт ответственность за результаты экзамена: учитель или ученик?

Оглавление

Пришли результаты ЕГЭ и ВК заполнилось постами с перечислением успешного успеха на экзаменах у коллег. У этих 100, но хотелось бы 105, у тех 80+, но им мало, по старому летоисчислению было бы 90+. У кого-то шок, ведь пробники писали на 100, а на экзамене 60+, и такое бывает.

В основном публикуются данные о хороших результатах: на то соц.сети и даны, чтобы презентовать себя в лучшем свете. Низкие баллы есть и их немало, просто о них принято молчать. Например, согласно ФИПИ в прошлом году 1% сдававших английский вообще не прошли порог в 22 балла, а 2% получили 0 за письменную часть. Как так? У них не было преподавателей? Или что-то другое помешало?

Где проходит эта граница между ответственностью преподавателя и ученика? Давайте разбираться.

Что говорит наука?

Новозеландский учёный-педагог Джон Хэтти в 2015 году провёл масштабное исследование по теме того, что влияет на процесс и результаты обучения. Он создал таблицу с 195 факторами: положительными и отрицательными. Например, среди негативных факторов учебы лидируют депрессия и просмотр ТВ, а среди положительных - оценка учителем достижений ученика и навыки учебы.

Затем Хэтти распределил все факторы на общие группы, которые предопределяют исход обучения. У него получилась такая диаграмма:

Из статьи "Teachers Make a Difference, What is the research evidence?"
Из статьи "Teachers Make a Difference, What is the research evidence?"

Согласно диаграмме, 50% успеха зависит от ученика, его мотивации, способностей и навыков. 25-30% - от качеств учителей (подход к обучению, квалификации, личные характеристики), семейные факторы - 5%, влияние ровесников - 5%, прочее - 15%. Если вам интересны подробности этого исследования, ищите книгу "Видимое обучение", там всё расписано подробно.

Получается, что главным фактором для успеха на экзамене является ученик, вернее его отношение к учёбе. Я с этим согласна и прочувствовала это на своем опыте.

Что происходит на самом деле?

Часто родители нанимают репетиторов и думают, что этот факт сам по себе гарантирует высокий балл на экзамене. Это транслируются и детям, которые передают это школьным учителям. Выпускники не ходят на доп.консультации и не работают на уроке, объясняя это тем, что у них есть репетиторы и они им всё дадут. По итогу, говорят, что в школе ничему не учат и нужно тратить деньги на репетиторов. Какой-то vicious circle.

Репетитор, даже самый именитый и опытный не может гарантировать получение высоких результатов. Я считаю, что большая часть обучения происходит, когда ученик делает что-то самостоятельно: читает, пишет, смотрит, делает ДЗ, тесты, пробные варианты.

Некоторые ученики не выполняют ДЗ, жалуясь на большую нагрузку по другим экзаменам. Один-два раза можно пропустить, но не регулярно же? Репетиторы говорят родителям, те пожимают плечами - взрослые уже, сами решают. Но когда приходят результаты, почему-то некоторые об этой взрослости забывают.

До сих пор меня удивляют ученики, которые списывают ДЗ с интернета, и думают, что их не поймают. Да, от таких учеников можно отказаться, если у репетитора очередь за забором и лист ожидания. Но не у всех есть возможность разбрасываться учениками. Приходится придумывать или искать задания, на которые еще нет ответов онлайн. Всегда стараешься достучаться, объяснить почему учитель должен видеть "суровую реальность", а не списанное задание. Не до всех доходит, к сожаленью.

Ещё одна черта, которую я заметила и в том числе у своих учеников: в течение года многие работают вполсилы. Начинаешь проверять письменные работы - ошибка на ошибке. Спрашиваешь, почему не проверил, не вычитал? - "Мне некогда, писал на коленке на переменке, но на экзамене я соберусь и уххх"! Нет, не соберётся. На экзамене будет только хуже, к нехватке времени ещё прибавится нервное состояние.

Есть и другая категория учеников: они знают, что пойдут на платное, поэтому не прилагают особых усилий и просят их не загружать. Но сейчас даже на платное есть конкурс и порог надо постараться преодолеть.

В этом году ЕГЭ по английскому сдавало около 80 тыс.выпускников в основной период, из них 205 стобалльников. В целом общий балл снизился, но насколько, нам пока не говорят. Напомню, в прошлом году средний балл был 73,27 (самый большой по всем предметам) и было 164 стобалльника.

Данные от Рособрнадзора
Данные от Рособрнадзора

Что гарантирует успех на экзамене?

Именно желание ученика хорошо сдать экзамен играет решающую роль в результатах. Я работаю с учениками всех уровней, даже самых низких, и стараюсь, чтобы каждый показал свой максимум. Приходят ребята, которые раньше серьезно не занимались английским, у них много чего не получается, но их рвение и самоотдача приносят результаты. Они выполняют ДЗ и работу над ошибками, не списывают, не ищут оправданий. Благодаря этому, учитель видит реальный уровень и вовремя корректирует программу подготовки. У меня уже не раз было, когда с изначальным А2, получилось набрать 80+ баллов. Это доказывает, что усилия окупаются.

Бывает и обратное, когда приходят с достаточным для ЕГЭ уровнем, но без энтузиазма. Делают ДЗ со скрипом, кормят завтраками и обещанием собраться на экзамене, учатся так, как будто делают одолжение. Часто такие ученики впадают в нервное состояние перед самими экзаменами, т.к. понимают, что не дорабатывали, но уже поздно.

Ещё бывают те, кто не выполняют рекомендации преподавателя. Казалось бы, они приходят к нам за нашим опытом и знаниями, но почему-то не делают того, что им советуют. Вроде бы несколько раз проговаривали критерии, смотрели шаблоны, но на пробнике или, не дай бог, экзамене делается что-то абсолютно другое. "А я прочитал (мне сказали), что надо так!"

Здесь конечно не только ученики виноваты - очень много мифов и страшилок, связанных с ЕГЭ. Критерии оценивания могут измениться прямо перед экзаменами, нет единства в оценивании. Преподаватели придумывают "безопасные" шаблоны, чтобы всем экспертам угодить. ФИПИ ругает учителей за шаблонность и натаскивание, при этом не оставляя воздуха и загоняя ответы в строгие рамки.

Однако, перекладывание ответственность за свои результаты на другого - это пассивная позиция, она не приводит к успешным результатам. У многих такой внешний локус контроля (склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам) остаётся на всю жизнь.

Вклад родителей

Конечно, результаты экзаменов зависят от родителей и домашней обстановки, их вклад Хэтти оценивает в 5-10%. Я не хочу сейчас расписывать подробности. У меня есть целое видео на эту тему, вот тут:

В чём проявляется ответственность преподавателя?

Согласно Джон Хэтти в 25% успеха, которые зависят от учителей, входят:

-4

Я бы дополнила его такими факторами:

  • Знание и понимание содержания экзамена и критериев оценивания.

Преподаватели должны разбираться в критериях оценивания экзамена и донести эту информацию до учеников. Кому как ни нам читать все эти "Методические рекомендации" и переводить их на язык, понятный школьникам. Конечно, в идеале, чтобы учитель сам сдал ЕГЭ, например, как выпускник прошлых лет. У меня был такой опыт, я описала его тут.

  • Выстраивание отношений с учениками и родителями.

Если речь идёт о репетиторах, им легче - они всегда могут отказаться от работы с клиентом. Всегда важно договариваться на берегу. Например, о том, что результат будет зависеть от выполнения ДЗ, отсутствия пропусков и прогулов. Сложно с первого взгляда оценить шансы ученика, особенно если они делают входное тестирование самостоятельно - могут и списать. Всё это всплывает уже позже, во время работы. К этому надо быть готовым и держать связь с родителями, чтобы те быстро реагировали.

Бывает, что контакта с родителями нет вообще, когда с репетитором связывается сам ученик. Но с такими ребятами обычно нет проблем. Если они могут самостоятельно договориться и выбрать репетитора, то и учебу воспринимают серьезно.

  • Умение развивать learner's automony (самостоятельность ученика).

Ученик должны понимать, что входит в экзамен и какие навыки необходимы для его успешной сдачи. Какие есть стратегии выполнения заданий и что подходит именно ему. Где его сильные и слабые стороны. Преподаватель должен давать доступный и понятный материал и советы, рекомендации по его овладению.

Я бы поспорила, но в следующий раз уже
Я бы поспорила, но в следующий раз уже
  • Вовлеченность и поддержка

Я думаю, у всех преподавателей есть свои программы по подготовке к ЕГЭ. Они проверены временем и результатами. Но иногда появляется необходимость что-то изменить, докрутить, чтобы это больше подходило ученику. При индивидуальных занятиях сделать это проще, так как всегда есть возможность изменить программу под конкретный запрос и уровень.

Важно за учениками видеть личность. Нужно дать возможность им высказаться и попробовать их услышать. Не идти у них на поводу и не потакать капризам, но стараться понимать их ситуацию, опасения, страхи и т.д.

Иногда учителя гоняться за успешными результатами и нагнетают обстановку, вводят ученика в состояние тревожности. Здесь требуется соблюдение баланса: мотивировать, но не передавить. Применять scaffolding, позволяя ему опираться на вас, но не брать на себя всю ответственность за его результаты. Важно позволить ученикам стать самостоятельными.

А Вы чтобы дополнили в этом списке?

На сегодня всё. Stay tuned!

Итоги ОГЭ 2023: результаты моих учеников. Время собирать камни.

Классификация ЕГЭшников, их проблемы и пути решения. Как помочь выпускникам?

-6