Многие называют экзамены ОГЭ "репетицией" перед ЕГЭ, я согласна. Экзамены в 9 классе - это возможность прочувствовать всю атмосферу, посмотреть на свои реакции в условиях стресса, научиться справляться с волнением и т.д. Часто ребята, удачно сдавшие английский, выбирают его и в 11 классе. Однако, насколько эти экзамены отличаются и что между ними общего? Разбираю в этой статье.
В чём главное отличие?
Главное отличие ОГЭ от ЕГЭ - это уровень, который нужен для успешной сдачи последнего. Вот, что говорит ФИПИ (разработчик экзамена) в спецификации к ОГЭ:
Задания ... не превышают требований уровня А2 (по общеевропейской шкале), что соответствует требованиям ФК ГОС основного общего образования по иностранному языку.
А вот заявленный уровень по ЕГЭ:
Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками ... следующим образом: базовый уровень – A2+; повышенный уровень – В1; высокий уровень – В2.
Итого, разница между экзаменами в 2 уровня: B1 + B2. Звучит не так уж и много, но давайте посмотрим на таблицу с данными по словарному запасу:
Данные о количестве слов примерные. В любом случае, разница существенная.
Ещё немного математики. Согласно исследованиям, в среднем, человек может запомнить 7 новых слов в день без насилия над собой. Допустим, в идеале мы занимаемся ежедневно, итого за год можно выучить: 7 х 365 = 2555 слов, а за два: 5110 слов. Всё сходится, можно дорасти до крепкого уровня B2, если учить слова регулярно. Многие приходят на ОГЭ уже с B1-B2 уровнем, для них всё будет ещё проще.
Кстати, если вам интересно проверить ваш пассивный словарный запас, можно пройти тестирование. Сайтов с подобными тестами много, я нашла и прошла вот этот: my.vocabularysize.com. В конце просят заполнить мини-анкету с данными, ничего секретного, общая информация. После этого вы увидите количество слов, которыми владеете, и расшифровку этих данных. Было интересно.
Насколько сложнее лексика?
Давайте проведём еще один эксперимент. Я выписала "сложные" слова из заданий на чтение в ОГЭ и сравнила их с лексикой из ЕГЭ:
Да, для выполнения заданий на чтение нам не нужно знать значение всех слов из текста, тем не менее разница в сложности видна невооруженным взглядом. В заданиях ЕГЭ в Чтении 3 часто просят найти синоним слова или значение идиомы, вот несколько примеров из открытого банка ЕГЭ:
Помимо собственно лексики, ещё требуется умение понимать: что автор подразумевает, что автор хотел этим сказать, главная мысль всего текста и т.д. Иногда все слова знаешь, всё понимаешь, но выбрать один верный ответ сложно. Это то, что ФИПИ называет метапредметными умениями:
развивать умения смыслового чтения (которое является, с одной стороны, метапредметным умением, с другой – предметным в рамках учебного предмета «Иностранный язык»); ... зрелые метапредметные умения, такие как анализировать, сопоставлять, делать выводы осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своего ответа и т.д.;
А что с грамматикой?
Грамматика, на самом деле в ЕГЭ не так уж и отличается от ОГЭ, но содержит больше грамматических тем. Подробнее в моей статье: Грамматика в ЕГЭ по English: что туда входит, в чём ошибки, стоит ли по ней убиваться?
Словообразование тоже похоже, но сложнее. Ещё появляется новый раздел - Use of English, который относится к заданиям высокого уровня. Нужно знание: значения слов, управления глаголов (где какой предлог нужен), устойчивых выражений (сочетаний слов), идиом и фразовых глаголов. Я об этом уже писала, можно почитать тут: Задания на Use of English в ЕГЭ. Как к ним готовиться, на какой балл рассчитывать?
Откуда берутся задания?
Как вы знаете, задания на ОГЭ берутся из открытого банка ФИПИ и есть возможность потренироваться их выполнять заранее. На ЕГЭ такого нет: все задания уникальны и разрабатываются специально под экзамены. Однако, задания на экзамены совпадают по форме с теми, что даются в демоверсии.
Проект новой демоверсии публикуется перед началом каждого учебного года. Ежегодно в нём бывают изменения, но не радикальные. Всё новое вводится постепенно. Также у нас есть обширный банк заданий ЕГЭ, где можно потренироваться в выполнении тестовой части. Задания на Use of Enlgish имеют практически одни и те же слова, что и на экзаменах.
А что с письменной часть?
Email остаётся в таком же виде, что и на ЕГЭ. Увеличивается объем и появляется требование - задать вопросы другу. Это не так сложно, подробности в моей статье: Как правильно задавать вопросы другу в email?
А вот второе письменное задание 38 (эссе-отчёт) намного сложнее. Вот какие навыки необходимо развить:
Это задание высокого уровня B2. Согласно системе CEFR (европейская система уровней владения иностранным языком) видим такую разницу:
Как считаются баллы?
В ОГЭ максимальный балл - 68, пятерка начинается с 58, т.е. можно сделать 10 ошибок или выполнить экзамен на 85% и получить отлично. В ЕГЭ пятерка начинается от 84 вторичных баллов, но в связи с изменением перевода первичных во вторичные баллы, нужно набрать 77 первичных баллов (из 86), т.е. получается можно сделать 9 ошибок или выполнить тест на 90%. И здесь опять усложнение.
Что же делать?
Не почивать на лаврах ОГЭшного успеха and look your enemy in the face. Скачайте демоверсию ЕГЭ с сайта fipi.ru и попробуйте сделать тестовую часть. Там есть ответы, сразу можно себя проверить.
Основа успеха на ЕГЭ - это знание лексики, его и нужно развивать в первую очередь. Самое лучшее - читать на английском. Начинайте с адаптированных книг, они могут принести много пользы. Подробнее в моей статье: Читать или не читать: адаптированные книги на английском.
Можно взять отдельные учебники по лексике, сразу по нескольким её пластам. Например, вот такие:
Серия учебников "In Use" от начального до продвинутого уровня: отдельные учебники по лексике, устойчивым выражениям, идиомам и фразовым глаголам. К ним ещё можно найти тесты на закрепление материала.
Для тренировки аудирования можно выполнять задания из банка ЕГЭ, и смотреть свои любимые сериалы или видео блогеров на английском. Ещё мне нравится сайт tubequizard.com от Ольги Сергеевой. На нём можно прокачать навык listening decording - распознавание английской речи на слух. Дикторы на экзаменах говорят понятнее, чем в обычной беглой речи, но тоже с особенностями произношения.
Изучение английского языка - это не временное явление, а образ жизни. Нельзя делать долгой паузы, происходит откат и снижение уровня. Нужно держать свой мозг в постоянном тонусе.
Найдите то, что вас вдохновляет: чтение книг и блогов, просмотр видео или сериалов, прослушивание подкастов. Практикуйтесь регулярно, подключайте задания с экзамена.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ нужна хорошая лексическая база: она копится долго и муторно. Не теряйте время, начинайте увеличивать ее уже сейчас.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
МГИМО финишд? Аск! Список главных ошибок русскоговорящих на английском.