Найти тему

Сила слова

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Друзья, сразу предваряя язвительные комментарии читателей, которым кажется, что рассказывать про свои собственные продукты на своём собственном канале — это преступление против человечности (да-да, порой вижу такое «Аааа! Самореклама!»), прошу таких читателей с нежной психикой дальше не читать. В статье, кроме пользы, та самая самореклама и есть 😂

Вначале было слово и слово было у... взрослого.

В жизни каждого из нас именно так. Мы растём, формируемся, деградируем или, наоборот, становимся успешными под влиянием слов, которые слышим от значимых взрослых, родителей и учителей. Многие из моих читателей — учителя, почти все — родители. Ваше слово может многое.

Хаим Гинотт сказал:

«Я пришёл к пугающему выводу:

Я решающий элемент в классе.

Это мой личный подход, который создаёт атмосферу.

Погоду создаёт моё ежедневное настроение.

Как учитель, я обладаю огромной властью сделать жизнь ребёнка несчастной или радостной.

Я могу быть инструментом пытки или инструментом вдохновения.

Я могу унизить или рассмешить, причинить боль или исцелить.

Во всех ситуациях именно моя реакция решает, будет ли кризис обострён или деэскалирован, а ребёнок очеловечен или дегуманизирован».

Велика сила учительского слова в оценке.

Думали ли вы о том, что вместо «ты не сдал», «ты не знаешь», «незачёт» можно сказать «ты ещё не освоил», «ты ещё не выучил», «ты ещё не узнал»? Но ты можешь это сделать. Всего лишь два слова «ещё не», и ты уже не думаешь, что ты полный ноль, ты представляешь кривую обучения, уже видишь путь в будущее. Ты развиваешь мышление роста. Главный исследователь темы мышления роста — профессор Кэрол Дуэк, её книга «Гибкое сознание» должна быть настольной у любого учителя и родителя.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Исследования Дуэк того, как влияют всего два слова — ещё не — потрясают. В начале учебного года брали математический класс, созданный под эгидой Microsoft, замеряли уровень математической грамотности. И брали класс детей из экономически неблагополучных семей, замеряли их уровень тоже. Сравнивали. На входе уровень первых было выше, чем уровень вторых. Дальше весь учебный год дети учились. Но только подход к оценке в математическом классе был традиционный: «Молодец», «Класс, ни одной ошибки!», «Ты — умник», а в другом классе совершенно иначе: «Ты ещё не знаешь эти темы, давай составим план, как ты их освоишь», «Ты ещё не умеешь решать примеры с отрицательным знаком, но мы с тобой научимся», «Смотри, ещё вчера ты знал вот это, а сегодня уже вот что», «Ты всю неделю много работал, по часу каждый день тренировал уравнения, и вот результат». В конце года замерили уровень, динамика у второй группы была выше, чем у первой (подробнее прочитать про это и другие исследования можно в книге «Гибкое сознание»).

Именно Дэук вывела, что есть два типа людей: люди с мышлением роста уверены, что мозг можно развивать, способности можно наращивать, ничего не высечено на камне от рождения. Люди с фиксированным мышлением считают, что люди рождаются с определёнными способностями. «Я гуманитарий», «Я не способен к языкам», «Я ошибся, всё, я неудачник» — всё это мысли людей с фиксированным мышлением. Последние 30 лет Кэрол Дуэк и её команда, а за ней и учёные по всему миру исследуют эту тему. И однозначно приходят к выводу, что для успешного обучения нужно именно мышление роста. Для того, чтобы преуспеть в жизни, в карьере, в браке, если хотите, нужно мышление роста.

Учёные измеряли активность мозга при столкновении с неудачей или с ошибкой. Слева зелёный — это фиксированное мышление, особо нет активности, такие люди убегают от ошибки, не хотят вовлекаться в её разбор. Справа — это мышление роста, мозг этих людей в огне, они не боятся ошибок, изучают каждую ошибку, исправляют её, учатся на ней.

Из книги "Гибкое сознание"
Из книги "Гибкое сознание"

Жан Пиаже ещё сто лет назад сказал, что «Ошибка — критический момент обучения». Для нас, учителей и родителей, эти моменты самые ценные.

А теперь задайте себе вопрос. Какие дети учатся в моём классе? Какие дети живут в моей семье? С фиксированным мышлением или с мышлением роста? Они гонятся за отметками, учатся ради пятёрок или четвёрок, чтобы не отругали? Ходят в школу, чтобы что-то запомнить, сдать в соответствии с ожиданиями учителя, получить отметку и забыть? Или они учатся, чтобы реально узнать?

Знаете, часто слышу такой тезис: «В России 34% людей с высшим образованием». Это много. Это хороший показатель. Но образование образованию рознь. Можно учиться в стиле «выучил — сдал — забыл», а можно развивать гибкость мышления. Хорошие мировые вузы не только смотрят баллы за экзамен, но заставляют писать эссе, это текст с личной аргументацией по какому-либо вопросу. Чтобы написать эссе, нужно обладать критическим мышлением. Я предлагаю считать не количество людей с высшим образованием, а количество людей, поступивших в вузы, в которые нужно писать эссе. Образование, в котором достаточно выучить-сдать-забыть — это не образование, это имитация. Образование состоялось, а обучение не состоялось.

Так какие дети учатся в моём классе и живут в моей семье? У них гибкое мышление? Или фиксированное? Почему, какого работодателя ни спроси, ты услышишь одну и ту же жалобу: «Мало соискателей с горящими глазами, нет инициативы, не предлагают решений, если сталкиваются с проблемами». У меня самой есть сотрудники. Знаете, какая самая большая головная боль любого руководителя? Сотрудники, которые скрывают свои ошибки, которые боятся сказать, что накосячили, а потом эта ошибка разрастается, и вот её уже не исправить, потому что поздно. А вот если бы он признался тогда... Но боятся. Почему? Потому что, скорее всего, получат по шапке вместо грамотного разбора с извлечением уроков. И так годами, веками, если хотите. И вот мы поколениями строим потёмкинские деревни, рисуем красивые отчёты. А начинается всё когда? В детском саду. Когда ребёнку задали поделку, а он приносит её идеальную, сделанную мамой. Потом он идёт в первый класс, и слышит от учителя: «За исправление минус балл» или «Молодец, ты сделал без одной ошибки!», а потом приходит домой с дневником, полным пятёрок и слышит от папы: «Молодец! Ни одной четвёрки, так держать», а папа даже не знает, что за этим пятёрками стоит, а ребёнок реально что-то узнал? А он научился знать, чего хочет?

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Что же делать? Как вырастить совсем других людей? Способных к самоанализу, желающих реально учиться, а не за отметку, а потом желающих реально работать, а не просиживать штаны? Что может учитель? Что может родитель? И вот она та самая сила слова.

1. Грамотная обратная связь — не за скорость, не за безошибочность, не за то, что дано от природы. За труд, за старания, за усилия. Тонны исследований за последние 30 лет однозначно показали, что если мы даём вознаграждение за то, что ученик ответил правильно, мы взращиваем стремление попасть в нужный ответ, но не мыслить. Нужен другой угол зрения — вознаграждение за то, как ученик выбирал стратегию, как он старался и не сдавался, как прогрессировал. Сместить акцент с результата, на результат плюс процесс. Результат — это всего лишь побочный продукт верного процесса. Вот в ходе процесса и надо давать обратную связь ученику, постоянно и с верными акцентами.

2. Развитие мышления роста — каждый раз, когда ученики идут в более сложные задачи, делают что-то, что для них сложнее, чем зона комфорта, нейроны образуют новые более прочные связи, они становятся умнее. Важно сообщать детям об этом. А если не справляются, то говорить: «Ещё не».

3. Нормализация ошибок — научить детей относиться к ошибкам как к друзьям. Ошибка становится другом, когда она подверглась анализу. Учить детей исследовать каждую ошибку, буквально под микроскопом, как инфузорию туфельку, а потом исправлять.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Всё это может сделать тот взрослый, который сам такой. Поэтому прежде всего нам, учителям, родителям, нужно задавать вопросы себе: А как я реагирую на свои ошибки? А на ошибки других? Я стремлюсь быстрее осудить или делаю выводы, понимая, что ошибиться может каждый? А у меня какое мышление: гибкое или фиксированное?

Ниже дам ссылки на мои статьи про обратную связь, про мышление роста, про нормализацию ошибок. которые выходили на канале раньше:

Как общаться с «неадекватными» родителями учеников

Секрет качественной обратной связи

Мозг можно менять

Землянина и прокалка мышления роста

Учеба не ради отметок

Что сказать ребенку в случае неуспеха

Как я формирую культуру обучения на ошибках

Если б врачи не скрывали ошибки