Найти в Дзене

Что сказать ребёнку в случае неуспеха?

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Друзья мои любимые, я сейчас плотно работаю над курсом, которого от меня давно ждут. Он про один из важнейших, на мой взгляд, навыков каждого человека, навык конструктивной, качественной обратной связи. Я об этом иногда пишу, иногда касаюсь на своих программах. Мои постоянные ученики буквально заставили сесть и оформить это в курс. Просили? Делаю. И так как уже месяц я в этой теме с головой, чтобы структурировать всё, что знаю, (более 50 исследований перелопатила в первую очередь, Кэрол Дуэк, конечно, про мышление роста, 20 книг, 20 лет моего опыта предоставления обратной связи ученикам, своим детям, сотрудникам, консультирование педагогов и родителей) о чём-то другом пока думать сложно. Вы же заметили, что на канале стало меньше про травлю и больше про эффективные стратегии коммуникации? Это всё вот поэтому. Потерпите )))

В процессе подготовки собираю разные ситуации из практики. Хочу одной из них поделиться с вами. Заодно сможете проверить, насколько вы все знаете о крутой обратной связи.

Итак, представьте. Ребёнок учится в обычной дворовой школе, и у него очень хорошие результаты по химии, он лучший в классе. Учитель говорит, что ему совершенно точно не место в этой школе, надо переходить в класс с упором на химию. Так, в сентябре ребёнок оказывается в новой школе. И вот уже к концу сентября очевидно, что он не так силён, как другие ученики. Мальчик получает в новой школе тройки. При этом предвзятого отношения к себе он не чувствует. Представьте, что вы в роли родителя или бывшего учителя по химии этого мальчика, в общем, вы значимый взрослый. (В реальности с этой ситуацией ко мне обратилась мама мальчика).

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Важно добавить, что самому ребёнку тоже химия интересна и важна, так мне показалось в разговоре с ним. Но здесь не буду утверждать. Слишком часто вижу ситуации, когда ребёнку и самому кажется, что ему это нужно и важно, просто потому что он постоянно встречает одобрение взрослых, похвалу, поддержу, бывает так, что он другого ничего и не пробует, просто едет по накатанным рельсам предмета, который нравится и нравится получать похвалу, а потом лет в 40 обнаруживает, что его реальная страсть сноуборд. В общем, как минимум, перевод в другую школу ребёнок поддержал. Но в новом классе оказался неуспешен.

Что вы ему скажете? Интересно, что вы выберете, если считаете, что в каждом ответе есть что-то не то, напишите в комментарии другой, свой вариант. Попробуйте подумать над своим вариантом, не заглядывая ниже в мой анализ, проверьте себя!

Итак, варианты:

· Дело не в тебе, ты всё равно лучше всех, видимо, ты просто нервничаешь!

· Да у них глаза не на том месте! Тебя несправедливо оценивают!

· Как в соревнованиях, главное — не победа, а участие, так и тут, главное — не результат, а процесс, тебе же нравится.

· У тебя есть способности, ты прирождённый химик, ты обязательно себя покажешь!

· Значит, химия не твоё!

· Ну ты ващееее? Именно тогда, когда надо показать себя, ты расслабился, в самый ответственный момент!

· Другой (ваш) вариант

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Тут место и время для ваших раздумий! Не подглядывайте............................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

................................................................................................................................

А теперь мой анализ, причём, основанный не просто на моём субъективном мнении, а на практике, помноженной на исследования про мышление роста.

1. Дело не в тебе, ты всё равно лучше всех, видимо, ты просто нервничаешь!

Неудачная обратная связь. Мы неискренни. Объективно ребёнок не лучше всех. Он будет чувствовать, даже знать, что мы просто хотим его утешить. Возможно, мы таким образом помогаем оправиться от удара, но не стимулируем идти дальше.

2. Да у них глаза не на том месте! Тебя несправедливо оценивают!

Иногда ещё звучит так: «Они неверно ставят отметки», «Они тебя засудили», такое, конечно, бывает, но в случае, если учитель адекватный, такой посыл учит во всём винить внешние обстоятельства. Формируется внешний локус контроля. Ребёнок привыкает не брать на себя ответственность. Всегда виноват кто-то или что-то. Задание было дурацкое, времени дали мало, всё, что угодно, но только не я.

3. Как в соревнованиях, главное не победа, а участие, так и тут, главное не результат, а процесс, тебе же нравится.

Довольно часто мы говорим именно так. И тут два момента. 1. Если всё-таки ребёнку важно быть лидером, лучшим (ничего плохого нет в этом желании), он к этому морально готовился, все об этом говорили, то мы обесцениваем это желание, обесцениваем то занятие, в котором он не лучший. 2. Говорить о том, что главное процесс, что учиться надо в кайф, не гонясь за победой, можно, и это крутой посыл... был бы, если бы, таковы были реалии. Действительно, классно, когда дети бегут в школу за знаниями, потому что им нравится сам процесс. И все гуру педагогики говорят об этом. Но! Давайте вернёмся в реалии. В большинстве школ это не так, более того, большинство родителей настраивают иначе. От детей требуют отметок, результата, олимпиад, рейтингов. Если все 8-9 лет своей школьной жизни ребёнок жил в этой парадигме, наши слова про «кайф от процесса» будут звучать лицемерно.

4. У тебя есть способности, ты прирождённый химик, ты обязательно себя покажешь!

Вариант с подвохом, многие его выбирают. Я бы и сама его выбрала раньше, когда не знала про мышление роста. Нам кажется, что мы подбадриваем, к тому же мы же говорим объективные вещи про способности. Но на самом деле этой фразой мы развиваем фиксированное, негибкое сознание. Мы даём посыл, что способности — это путь к успеху. Но способности автоматически не доставляют нас в нужную точку. Нужны усилия, труд, старания. Кстати, про 10 000 часов, это не миф, подтверждено исследованиями. Именно на этом фокус должен быть, не на врождённых красоте, уме и т. д.

5. Значит, химия не твоё.

Ещё один вариант, развивающий фиксированное мышление. Любые подобные фразы звучат, как приговор: «Математика не твоё», «Ты гуманитарий», «Ты девушка», «Ты из России, поэтому даже не пытайся». Такие установки блокируют даже попытки.

6. Ну ты ващеее! Именно тогда, когда надо себя показать, ты расслабился, в самый ответственный момент!

Тут, надеюсь, не надо комментировать? Это просто сплошная эмоциональная критика, не несущая никакой, даже обманчивой пользы. К сожалению, в реальности я именно такое чаще всего слышу от взрослых.

Ну как? Уверена, многие удивлены моим комментариям по вариантам 3 и 4.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

А вот (очень сжатый, в реальности было сильно больше и именно диалог, а не монолог) вариант того, как я рекомендовала маме построить беседу, после которой ребёнок реально вгрызся в гранит науки, догнал и перегнал:

— Миша, я с тобой, я тебя очень хорошо понимаю (присоединилась, нашла контакт). У самой был такой опыт (показываю, почему именно я понимаю, иллюстрирую, что это не просто слова). Когда я совсем недавно пыталась выиграть грант, я была уверена, что в моей сфере лучше меня нет, кому же ещё этот грант можно дать. Но не выиграла, были заявители, которые лучше поработали над заявками, щепитильнее собрали портфолио. Я поняла, чего мне ЕЩЕ НЕ (сразу вставляю слова-маркеры, важные для развития мышления роста, ЕЩЕ НЕ одно из таких согласно исследованиям Дуэк) хватает, чтобы в следующий раз все-таки грант взять. Для меня этот неуспех стал показателем того, где развиваться.

Объективно ты в этом классе не лучший (говорю правду). Есть дети, которые гораздо дольше в химии, больше посвятили этому времени. Ты же помнишь исследование про 10 000 часов? Если ты реально хочешь выйти на другой уровень, придётся поработать, приложить усилия (формирую мышление роста, фокус на том, что нужны ещё усилия, труд). Если же при этом ты решишь просто получать удовольствие от химии, это тоже классно. Почему нет? Но тогда отметки, сравнение себя с остальным классом не должны быть целью (показываю, как от разных целей могут зависеть дальнейшие реакции и шаги). Ты же знаешь, я любой твой выбор приму (безусловное принятие). Что тебе реально хочется самому? (фокус на его интересах)

— .................

— Ага, всё-таки тебе важно перейти на другой уровень. Как думаешь, что для этого можно сделать? (приглашаю его подумать над дальнейшими шагами)

Дальше обсуждаем конкретный план, где я лишь задаю наводящие вопросы, если есть запрос на мой совет, советую.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Ну как?

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.