Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлом тексте мы добрались до 6-ой главы второго послания к коринфянам апостола Павла и узнали кто такие "спороспешники".
Далее автор советует не иметь ничего общего с нехристианами:
“Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?” [2 Кор. 6:14-15].
Обращаю ваше внимание, что имя “Велиар” на страницах Библии мы встречаем впервые и ничего о нем не знаем, и, тем более, не станем фантазировать, не имея фактов. Но, исходя из того контекста, в котором это наименование использует Савл, можем предположить, что речь об отрицательном персонаже.
Апостол язычников продолжает свою мысль ссылаясь на цитату из книги Левит:
“Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»” [2 Кор. 6:16].
Но тут нужно уточнить, что цитату Павел дает с искажением:
“и поставлю жилище Моё среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом” [Лев. 26:11-12].
Как вы понимаете, слова из Пятикнижия Моисеева точно обращены к еврейскому народу, не говоря о том, что, ни в каких людей Бог вселяться не собирался.
В завершении главы Савл использует еще две цитаты: одна - из книги пророка Исайи:
“И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас” [2 Кор. 6:17],
другая - из 2-ой книги Царств:
“И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель” [2 Кор. 6:18],
причем обе дает с искажениями.
Первая звучит так:
“Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!” [Исаи. 52:11].
Тут действительно речь идет о том, что не нужно соприкасаться со всем нечистым, но нет обещания, что Бог примет людей. Кроме того, текст обращен к евреям, находящимся в очередном плену. Вторая цитата - это обещание царю Давиду, что его сын будет прочно сидеть на троне, под Божественным покровительством:
“Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих” [2 Цар. 7:14].
То что она совершенно не совпадает со сказанным апостолом язычников, видно без моих комментариев.
На этом 6-я глава второго послания к коринфянам апостола Павла завершается, в следующей публикации нас ждет 7-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь.