Текст о себе — такая же презентация, как портфолио. В объявлениях, письмах, сайтах с вакансиями что-то да придётся о себе рассказать. Важно сделать это понятно, грамотно и с огоньком.
Как не надо
Не по теме
«Каждый год катаюсь на лыжах и просто фанатею от пиццы с ананасами» Единственный вариант, когда этот текст зайдёт, и то с натяжкой — если заказчик такой же ярый фанат пиццы. В остальном информация лишняя и не имеет к вашим навыкам никакого отношения. Подробности личной жизни — для Тиндера!
Лишнее заигрывание
«Вместо крови по моим венам течёт код, а мышь — продолжение моей руки и жизни». В 2010 это смотрелось оригинально, в 2020 кажется, что у человека что-то не в порядке. Или он слишком сильно пытается понравиться. Заказчик только тратит время в попытках продраться через дебри графомании, суть уловить сложно. Оригинальность — не плохо, плохо с ней борщить.
Дотошность
«Я родилась в небольшом городке Усть-Простоквашино с населением в 53 тыс. человек. Закончила школу в 2009 с золотой медалью, поступила в Рыбный институт и в течение пяти лет получила корочки медсестры, пекаря, пастушки и дизайнера»
Вычищайте всю информацию, которая не имеет отношения к вашему профилю. Собираетесь быть помощницей блогера? Оставьте «руководила персоналом в такой-то фирме 3 года» и уберите «в 2011 полгода продавала пиццу».
Пицца зайдёт, если вы её обыграете: «Полгода продавала пиццу, поэтому знаю всё о стрессовых ситуациях и нервных клиентах. Cправлюсь с любым негативом в директе». В остальных случаях — к чёрту.
Или так: «А ещё я работала в детском саду, поэтому найду язык с самыми шумными и бешеными людьми». Обыгрывайте!
Я-плюс
«Всё умею, всё могу, я супер-классная и умная и вообще лучше всех, УМЕЮ ВСЁ СЛЫШИТЕ»
Умеете всё — не умеете ничего. Хвалить себя — хорошо, но для этого достаточно пары предложений, за которыми вы подтверждаете похвалу фактами: «Отлично разбираюсь в дизайне упаковки: за полгода продажи с обновлённой коробкой молока выросли в пять раз, вместо 10 тысяч коробок заказчики продали 50 тысяч».
Я-минус
«Извините за беспокойство, вот я не очень что-то умею, я конечно учусь и очень хочу с вами работать, но у меня не получается, результаты бывают и лучше, простите»
Нытики в работе не нужны. Даже если низкая самооценка и расшаркивания — ваша натура, для успешных заказов надо учиться это скрывать:) Поплакать от волнения можно после, когда будет готово крепкое уверенное портфолио.
Как надо
Предлагаю простую схему, по которой можно рассказать о себе что угодно:
1. Что делаю
Собираю сайты/разрабатываю логотипы и шрифты/печатаю буклеты/преподаю
английский по мультфильмам
2. Как делаю
Всегда проверяю шаблоны/заботливо составляю макеты и планы/подбираю каждому ученику свою программу
3. Как работаю
Сверяюсь с ТЗ на протяжение всей работы/Переношу всё в гугл-таблицы и в конце месяца свожу данные/Материалы высылаю в ПДФ на почту или в телеграм.
Важные моменты:
- Текст о себе — не сочинение «как я провела лето». Достаточно 10–15 ключевых предложений, чтобы человек пробежал глазами и всё для себя понял с первых строк.
- Из текста о себе читатель сразу должен понять, что говорит с вами на одном языке. Если вы пишете медицинские статьи, киньте пару специфичных словечек. Если сочиняете песни — расскажите парой слов, где их уже можно послушать.
- Изюм добавлять в текст можно! Просто следите, чтобы не получался слоёный пирог. Где-то тонко пошутите, где-то оставьте пасхалку, если это в вашем стиле.
Пример
У обоих текстов плюс-минус одинаковый объём. Сравните:
1. Я фотограф. Самые прекрасные моменты вашей жизни — моя забота.
Вдыхаю душу в самые безжизненные снимки, иду по жизни с фотошопом
и просто замечательный человек. Вы не пожалеете, что связались со мной! Вместе мы сотворим полотно вашей истории! В наличии Canon 500D
и огромное желание подарить вам улыбку! Чмок!
2. Я фотограф. Снимаю детей и собак — даже самых непоседливых в обоих
случаях. Люблю ч/б плёнку, но и цифру не считаю бездушной. Обрабатываю
по вашим желаниям в срок, на выходе получается 15 фотографий.
Остальное высылаю на почту в JPEG-формате. Если нужен фотограф
на свадьбу, помочь не смогу.
Что вы узнали о первом фотографе? Как именно он работает? Подойдёт ли он вам, если нужна выездная съёмка в детский сад? Сколько фотографий получите? Сколько обработанных?
Из всей эмоциональной воды первого фотографа ясно лишь что у него есть Кэнон, ещё и устаревшей модели. Со вторым же мы сразу понимаем, подходит ли он нам и что мы получим. Хотя объём текста не отличается от первого. Ещё и цифру не считает бездушной, это ж самое оно! Знает эти противостояния :)
Схема любого текста о себе:
- Что делаю
- Как делаю
- Как работаю
В следующей статье мы поговорим о том, как отбирать работы для портфолио.