Найти в Дзене
Пси-лаборатория

Эскиз психологической работы (Часть I)

История, основанная на реальных событиях, но лишь отчасти. Это история от первого лица, как если бы ее рассказал психолог. Это также и пример того, как происходит процесс консультирования со стороны специалиста. Реальная возможность заглянуть "за кулисы".

“Знакомство”
В один из дней ко мне через социальные сети обратился человек. Это был простой запрос ко мне, как специалисту в области психологии о том, чтобы помочь ему, то есть ей, разобраться в себе. Женщина не была в состоянии кризиса, но предполагала, что по ходу наших встреч у нее будут возникать все новые вопросы, ответы на которые она была готова исследовать совместно.
Мы договорились, что наши встречи будут проходить дистанционно, поскольку я живу в другой стране. Ее полностью устроил этот формат. И, в качестве гарантии анонимности, безопасности и стабильности наших встреч, мы договорились, что каждая из нас будет арендовать для сессий психологический кабинет в своем городе.
После недолгой переписки мы договорились о первой встрече-знакомстве, чтобы узнать друг о друге лучше и уже окончательно решиться на совместную работу. Мы также договорились и о том, что после личного знакомства проговорим и подпишем договор о намерениях, который создаст для нас рабочую рамку, в которой будут определены режим встреч, их стоимость и периодичность, права и обязанности сторон, и прочие технические нюансы, призванные создать между нами атмосферу надежности.

“Первая встреча”
Безусловно, это было волнительное событие. Первая встреча с новым клиентом – будто соприкосновение с новой вселенной. Пока что неизведанным пространством, глубоким и завораживающим. Перед встречей мне было тревожно, на сколько женщина будет готова говорить о себе. Было интересно, какую тональность общения она выберет, какая манера ей присуща. Перед встречей я вновь осмотрела выбранный кабинет - нейтральные тона, без лишних предметов интерьера, которые могли бы отвлекать взгляд. Я снова проверила то, чтобы был хороший интернет-сигнал, а под рукой находились листы для записи, карандаш и опорные вопросы о клиенте, его текущей жизни, окружении и семье. Перед собой я поставила часы, чтобы следить за временной рамкой в 50 минут. Я была готова представиться, выслушать клиента, ее запрос и, при необходимости, помочь его сформулировать. И, конечно, задать свои вопросы, чтобы исключить патологии, уточнить диагнозы, если таковые были поставлены соответствующими специалистами и составить общее впечатление о человеке.

“Мой клиент”
Итак, первая встреча. На экране программы для видео-звонков появилась женщина средних лет. Она немного рассказала о себе, чем живет и занимается, кем работает. Немного рассказала о семье, планах и мечтах. Также описала прошлый опыт работы с психологами и свои ожидания от встреч. Коснувшись детства и отношений с родителями она немного смутилась. Было видно, что в этой теме есть сложности, в которых ей пока что не просто раскрыться. Интересно звучал рассказ женщины о ее, ставших уже привычными, болезнях, и о том, как она сама связывает проявления своего тела с событиями в своей жизни. Женщина озвучила интерес к своим снам, чувствовала в них большой потенциал, хотя не могла понять, “как к ним подступиться”. Ей было интересно их исследовать и связывать наблюдения со своей жизнью. Часто звучали глубокие экзистенциальные наблюдения, вопросы или комментарии. Чувствовалось, что ей хотелось постичь в себе нечто большее, чем стереотипный набор гендерных ролей и физиологических характеристик.

Нам было интересно общаться. Чувствовалось, что устанавливается доверительная связь, так необходимая для плодотворной работы. Время подходило к концу и на последних минутах я озвучила свое видение работы над запросом и предложила написать друг другу через сутки окончательное решение о совместной работе. И, если все подойдет, до следующей встречи подписать договор о намерениях. Со стороны клиентки я встретила согласие. Она поделилась впечатлениями от первого знакомства и мы попрощались.

“Мое видение”

Не зря этот блок мне захотелось назвать именно “мое видение”, поскольку речь здесь пойдет о том, что именно попало в поле моего зрения после первого знакомства с клиентом. Первый запрос, который мы сформулировали вместе звучал многослойно: “Улучшить качество жизни за счет лучшего понимания себя и своей роли в социуме. Наладить коммуникацию с близкими и окружающими. Наладить контакт между телесным и психическим. Больше понять про символы телесных реакций и собственных снов”. Несмотря на многослойность запроса, прослеживалась единая тенденция к связи между внешним и внутренним мирами клиента. Женщина говорила о себе, поднимая экзистенциальные вопросы смысла своей жизни, своей роли в ней. Здесь мне помогли бы знания из экзистенциальной терапии. Она проявляла интерес к символике своих снов, а в вопросе детства чувствовалось нечто неразрешенное, шлейфом тянущееся до событий сегодняшних дней и влияющее на них. Здесь мне помогли бы мои знания из юнгианского анализа. Но не только философские вопросы и символы прошлого в настоящем интересовали клиентку. Она так же говорила и о насущных вопросах реакций своего тела, о своем самочувствии и уровне здоровья, об отношениях в социуме. Здесь мне помогли бы мои знании о физиологии и ее связи с психосоматикой. Таким образом мы бы снова вернулись к символизации и самоосознанию себя в мире, в качестве его важной составной части. Мое видение состоит в том, чтобы интегрировать физиологические, социальные и личностные направления жизни конкретного человека в единой точке - в нем самом. Актуализировать для клиента то, что он упускает из виду, помочь найти темные зоны и через возможные страх и тревогу прикоснуться к себе. Прикоснувшись, почувствовать себя буквально физически живым.

Таким образом, с клиенткой мы будем стремиться к достижению процессуальной цели терапии и при необходимости решать конкретные психологические проблемы. Постараемся учесть также аналитическую и феноменологическую цели терапии.

Стоит брать во внимание и то, что за реализацию этих целей отвечают отдельные области психологического знания, обладающие своими методами и инструментами, которые могут отнюдь не совпадать между собой. Комбинация и интеграция этих направлений потребует вдумчивой и аккуратной работы, чтобы не перегрузить клиента, но обеспечить ему необходимую поддержку и помочь сформировать адаптивное поведение.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)