«Жена моя так мила и нежна со мной, счастье мое так полно, что передать положительно невозможно — одним словом: блаженствую!» — так писал окрыленный Сергей Третьяков старшему брату Павлу.
Его избранница, родственница влиятельного табачного фабриканта Василия Бостанджогло Елена Матвеева удивляла своей красотой. У нее были изумительные покатые плечи, тяжелый жгут волос на затылке и крошечные руки, которыми она очень гордилась, как вспоминала племянница Сергея Третьякова Александра Боткина.
Елена Матвеева одевалась в Париже, носила, не снимая, чудесные жемчуга и картавила, как француженка. Она умела в себя влюблять. Но почему же семья Павла Третьякова ее не приняла?
Старший брат Сергея Павел Третьяков не любил генеральских замашек Елены и считал, что она капризная, взбалмошная, тянется к роскоши и высшему свету, а поэтому плохо влияет на мужа. Вероятно, он не преувеличивал.
Сохранилось письмо Елены мужу, довольно резкое и холодное. Она писала: «Прошу его превосходительство Сергея Михайловича Третьякова внять, наконец, ниже следующей моей просьбе. Никогда не говорить мне раньше утра того самого дня о том, что меня ожидает в тот день. Будет ли кто у нас или приглашены ли мы куда, безразлично. Даже или где бал или вечер, совершенно достаточно сказать мне в тот же день, ибо, зная накануне, это равносильно отказу».
Не подружилась с Еленой и жена Павла Третьякова Вера — слишком разный у них был образ жизни. Вера посвятила себя семье, а у Елены не было детей. Историк Лев Анисов рассказывал любопытную деталь — за четыре года до Сергея Третьякова к Елене сватался брат Веры Николай Мамонтов, но Елена ему отказала. Видимо, ей все же суждено было стать невесткой Веры.
Однако жена Сергея Третьякова не пыталась наладить отношения с родственниками мужа, ее заботила его карьера. В 1877 году Сергея Третьякова избрали московским городским головой, то есть руководителем думы. Через год он получил дворянство, а позже и чин действительного статского советника. Елена добилась своего.
Интересно, что Павел Третьяков в отличие от Сергея не принял дворянства.
«Я родился купцом и купцом умру», — говорил он.
Но, несмотря на разные взгляды, братья искренне любили друг друга. Сергей был крестным отцом всех шестерых детей Павла, с нежностью и уважением относился к жене брата Вере и называл ее «моя голубушка».
«Без жены быстро меняется: и ласков, и весел, и шутлив. Человек он пресимпатичный, весь пропитан порядочностью», — вспоминала в своих записках Вера.
О Сергее Третьякове многие отзывались с теплотой.
«И никогда не услышите о добре, которое он делал», — говорил художник Алексей Боголюбов.
Поэтому в доме на Пречистенском бульваре было шумно, людно и весело. Давайте представим, что нас тоже пригласили на музыкальный вечер, зайдем в дверь с узорным козырьком и поднимемся по белой мраморной лестнице.
Хотите узнать больше о дореволюционной Москве? Чьи дома мы видим на улицах столицы? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге «Потайные двери Москвы. Старинные особняки и их истории» (12+): https://go.ast.ru/a00ayni
Внутри вас ждут 19 экскурсий по именитым московским домам. Царицынский дворец, усадьба Мамонтовых, дом Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре, дворец Вяземских в усадьбе Остафьево и другие знаковые архитектурные объекты, в стенах которых жили выдающиеся личности, оживут на ваших глазах!
Загляните в прошлое, проникнитесь духом времени и отметьте для себя неожиданные «говорящие» детали в богатом убранстве исторических помещений. Красочные фотографии дополнят путешествие и подскажут, на что обратить особое внимание.