Сегодня деревенский дед вспоминает дембельские армейские ритуалы, с которыми встречался любой из служивших в Советской Армии. Эти традиции формировались годами и в зависимости от рода войск имели свои особенности. Но были среди них и общие, нарушать которые дембелю нельзя было ни при каких обстоятельствах.
Начну с небольшого «лирического отступления». На 1970-1980-ые годы пришёлся расцвет «дедовщины» в Советской Армии, когда окончательно сформировалась неофициальная солдатская иерархия - от «молодых» до «дембелей». Во многом, это стало следствием армейской реформы 1967 года, когда срок службы был сокращён: в армии - до двух лет, на флоте - до трёх. И именно дембельская среда стала благодатной почвой для массы оригинальных ритуалов, ставших неотъемлемой частью армейской субкультуры.
Начну с главного. Особо обставлялось празднование ста дней до выхода приказа министра обороны об увольнении военнослужащих-срочников. Как известно, приказ из года в год выходил в одно и то же время, поэтому с арифметикой здесь было всё просто.
После выхода приказа перешедшим в статус дембелей «дедам» можно было забить на рутинную повседневную службу, оставив её для прочих категорий военнослужащих. В большинстве частей их уже довольно редко можно было увидеть в строю и на утренней зарядке. Большинство отцов-командиров смотрели на это сквозь пальцы, понимая бесперспективность усилий загнать тех в уставные рамки. Считалось, что они своё уже отслужили!
Да и в части соблюдения правил ношения формы у них сквозил откровенный пофигизм: разогнутые бляха и кокарда, не застёгнутые до конца пуговицы, свисающий ремень, приспущенные сапоги «гармошкой» и шапка набекрень - по этим признакам без труда можно было идентифицировать дембелей. Сам переход «дедов» в новую ипостась сопровождала ещё одна традиция - передача ими своих старых затёртых кожаных ремней последующей категории призыва.
Кое-где было всё наоборот: дембеля сами просились в наряды, где старались показать образец отношения к службе и всё, чему их за два года научила армия. Словно показывая: учитесь, молодые!
В некоторых подразделениях после выхода приказа все деды, как один, меняли дислокацию в казарме и перебирались спать на второй ярус. Видимо, руководствуясь посылом: с чего начинали службу - тем и закончим!
С этого момента они теряли интерес к прибывшему молодому пополнению в части применения методов воспитательного физического воздействия к особо нерадивым, передавая эту миссию следующему призыву. А сами начинали неспешно готовить себя к будущему дембелю - приводить в порядок форму (из армии надо было уйти красиво!) и заниматься оформлением дембельского альбома. Конечно же, второе происходило не без участия молодых солдат, имеющих способности к рисованию.
Для желающих уволиться пораньше существовало приемлемое условие- т.н. «дембельский аккорд». Командиры поручали таким задание, обычно связанное с ремонтно-строительными работами, по завершении которых «давали вольную».
В «сто дней до приказа» любой уважающий себя старослужащий должен был постричься «под ноль», а за месяц-полтора до увольнения дембелям разрешалось не стричься, дабы те могли хоть отчасти восстановить свою доармейскую шевелюру. Некоторые к возвращению в родные пенаты отращивали и усы.
Эти неписанные ритуалы свято соблюдались и в солдатской столовой. После приказа дембеля садились за стол последними и сидели только со своим призывом. А масло отдавали молодым: мол, скоро на гражданке наедимся вволю!
С началом «стодневки» связан ритуал «сигарета под подушкой». Каждое утро будущий дембель должен был находить под своей подушкой приятный сюрприз - сигарету, на которой один из молодых солдат писал количество оставшихся до приказа дней. Высшим пилотажем считалось положить сигарету под подушку так, чтобы не разбудить спящего.
В отдельных частях прижилась следующая традиция. Когда половина «стодневки» истекала, «деды» на один день менялись ролями с «молодыми»: последние становились полновластными хозяевами казармы, а старослужащие должны были исполнять все их прихоти. Конечно же, каждый молодой солдат осознавал, что на следующий день всё вернётся на круги своя и придётся расплачиваться за излишнюю наглость и смелость, а потому старались не переусердствовать при реализации нежданно свалившихся на них властных полномочий. Но всё равно было стрёмно!
Пожалуй, самый каверзный ритуал - это ответы на дембельские вопросы. Те могли быть самыми неожиданными (о дне рождения «дедушки», о размере его сапог, и т.п.) и возникнуть в самое неподходящее время (в сортире, в бане). Главным же вопросом, требовавшим незамедлительного и правильного ответа, был про количество дней до выхода приказа об увольнении. Любая задержка, а тем более ошибка, была если и не смерти подобна, то близка к этому, поскольку обе свидетельствовали о неуважении к старослужащим. Попавшему в немилость «штрафнику» до увольнения последнего дембеля приходилось ох как несладко! А потому все старались держать вожделенное число в памяти и даже спросонья ответить без запинки…
В некоторых частях имел хождение и такой прикол. В дембельской среде команда старослужащего «Рядовой, ко мне!» трансформировалась в команду «Один!». По ней один из находящиеся поблизости новобранцев должен был незамедлительно подбежать к дембелю и представиться. Если тому это не понравилось, он подавал повторную команду. В конце концов, наказанию могло быть подвергнуто всё подразделение.
После выхода приказа для новобранцев наступало ещё одно тяжкое испытание - ежевечернее зачитывание его текста после отбоя. Друг на друга ставились несколько табуреток, на них залезал один из молодых солдат и, сидя на корточках, громогласно произносил текст приказа. В конце ритуала один из «дедов» выдёргивал нижнюю табуретку с радостным криком «Вот и конец стодневке!».
Затем новоиспечённые «дембеля» употребляли спиртное, которое (и также по сложившейся традиции) должны были достать «молодые». Но этим отход ко сну ещё не заканчивался: наступал черёд ещё одного из ритуалов- так называемой «дембельской речёвки» в исполнении солдат-первогодков. В зависимости от рода войск её содержание могло отличаться, но завершалась речёвка примерно одинаково у всех: «Дембель стал на день короче, всем «дедам» спокойной ночи!».
Не менее популярным ритуалом в армейской казарме был «дембельский поезд»: молодые раскачивали кровать старослужащего, создавая имитацию движущегося поезда, а для пущей убедительности стоящие рядом сослуживцы с помощью фонарика и веток деревьев изображали пролетающий за окном поезда пейзаж с лесами и полустанками. Разве не романтично?
А какие армейские ритуалы имели хождение в ваших частях и подразделениях?
Читайте мои наиболее популярные предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!