13,7K подписчиков

Я буду долго гнать свой мотоцикл...

43K прочитали

В советские годы основными развлечениями сельской молодёжи являлись танцы, кино и мотоциклы. Сегодня речь пойдёт о последних.

К 14-15 годам деревенские пацаны переходили на более высокий технический уровень, пересаживаясь с изрядно поднадоевших велосипедов на старенькие неприхотливые мотоциклы, на зависть своим городским сверстникам вовсю рассекая по местным труднодоступным дорогам. Увы, дабы оседлать «железного коня», горожанам приходилось соблюдать множество формальных условностей - тут и достижение определённого возраста, и наличие водительских прав, и соблюдение ПДД. Деревенским же всё это было ни к чему: они никогда в своих владениях гаишника не видывали! Даже если бы тот и появился, то на наших дорогах разогнаться на машине больше 50 км/ч ему навряд ли удалось бы! А, стало быть, догнать мотоцикл - это из области утопии!

Поедем, красотка, кататься! Фото https://vk.com.
Поедем, красотка, кататься! Фото https://vk.com.

Стать обладателем мотоцикла для любого деревенского парня было делом чести и престижа. В первую очередь потому, что они тут же окружались вниманием местных девчонок и имели серьёзное преимущество перед «безлошадными» сверстниками. В то время, когда большинство предпочитало щёлканье семечек под игру на гитаре, они с ветерком мчали уставших после танцев избранниц прямо к дому, вызывая нескрываемую зависть у их подруг.

А вот купить его, хотя они свободно продавались в райцентре, было не каждому по карману. Согласитесь сами: отрывать из семейного бюджета на мальчишечьи прихоти 600-700 рублей (при зарплате в совхозе в 150 рублей) было делом накладным! Поэтому некоторые «безлошадные» долгое время оставались в положении просителей, выпрашивая мотоцикл у счастливых сверстников, дабы немного прокатиться. Но большинство, как правило, находило компромисс со своими родителями, понимавшими полезность такой покупки. Те «подкидывали» им необременительную для семьи часть денег, а оставшуюся часть подростки во время школьных каникул самостоятельно зарабатывали на сенокосе, уборке картофеля, заготовке веников для колхозного стада...

Был и иной способ заработка, распространённый в те годы в любом совхозе-колхозе: родители весной брали на откорм нескольких молоденьких бычков (поросят, ягнят), а осенью сдавали заметно подросшую живность на мясо. На вырученные таким образом деньги приобретался вожделенный (обычно б/у-шный) мотоцикл, который при правильном подходе ещё долго служил верой и правдой своему хозяину. Ясное дело, что на того летом ложилась основная тяжесть работ по уходу за «источником своей мечты»! Но оно того стоило!

В середине прошлого века Иж-350 у деревенских считался современным, простым и надёжным мотоциклом. Фото https://vk.com.
В середине прошлого века Иж-350 у деревенских считался современным, простым и надёжным мотоциклом. Фото https://vk.com.

Не побоюсь сказать, что став счастливыми обладателями «Минска», «Восхода» или «ижака», деревенские парни открывали новую страницу своей жизни. Уже иной. Теперь они могли часами вести беседы в своём кругу на тему мотоциклов и сравнивать технические характеристики разных моделей. Поскольку многие приобретённые с рук мотоциклы буквально на ладан дышали, большая часть погожих летних дней уходила у их владельцев на ремонт. Таким образом многие постигали азы автомеханики, научившись чинить практически любую поломку, что пригодилось позднее во взрослой жизни. А где не получалось - собирались для этого всей своей мальчишечьей компанией.

И вот так каждый день... Фото https://telegra.ph.
И вот так каждый день... Фото https://telegra.ph.

С заправкой мотоциклов также особых проблем не возникало: выручали местные шофера. Тем более, что для того же «Минска» полтора литра бензина вполне хватало на целый день. Вспоминается одна из примет советского времени - ожог на ноге от горячего цилиндра первого мотоцикла: таковой имелся, пожалуй, у каждого деревенского мальчишки, являясь своеобразным подтверждением наличия у него мототехники.

Помимо развлекательной функции на протяжении многих десятилетий мотоциклы в моей бывшей деревне были незаменимыми помощниками в хозяйстве: на них возили убираемую картошку с огорода (коляска «Урала», к примеру, вмещала до трёх мешков), ездили на покос, на заготовку дров, на рыбалку… Да и просто являлись хорошим подспорьем, чтобы добраться при необходимости до центральной сельской усадьбы, находившейся в двух километрах.

Так какие же советские мотоциклы были наиболее популярными и востребованными у деревенской молодёжи?

Конечно же, многие из нас начинали свой мотопуть в 1960-ые годы с простеньких «макак» (название закрепилось из-за своеобразной посадки мотоциклиста) - мотоциклов М1А московского производства, а чуть позднее - М1М минского. До чего же легко они запускались! Вот только жёсткое крепление заднего колеса создавало дискомфорт при езде по деревенским дорогам, отчего поездка была малоприятной и довольно тряской. Но всё равно 80 км. в час из них выжимать удавалось!

С «явой» в зубах и под рукой. Фото https://fotostrana.ru.
С «явой» в зубах и под рукой. Фото https://fotostrana.ru.

Помню, что на модную чешскую «Яву-350» (в народе прозывалась «скамейкой» и «старухой»), неведомым образом оказавшуюся в конце 1960-ых у одного из деревенских жителей, местные подростки ходили смотреть, как на явление Христа… Всех тогда поразило её стильное эстетическое оформление, до которого наши мотоциклы явно не дотягивали. Но сказывался дефицит импортных запчастей, а потому, по большому счёту, толком на ней никто так и не ездил. Но сам факт появления «Явы» в деревне уже стал для нас событием!

Хорошо прижились в советской деревне в 1960-1970-ые годы легендарные «Иж-49» и «Восход-2». Особенно, второй. Несмотря на не очень-то презентабельный внешний вид, «Восход-2» практически никогда не ломался (только уж если сильно захотеть!) и имел небольшой расход бензина (топливного бака хватало на 500 км. безостановочного пути). Ко всему прочему, до сих пор поражает его долговечность при эксплуатации - даже сегодня без проблем к нему можно отыскать недостающие запчасти.

 «Восход» - любимый мотоцикл деревенских пацанов. Фото https://vk.com.
«Восход» - любимый мотоцикл деревенских пацанов. Фото https://vk.com.

В начале 1980-ых в многочисленном семействе «ижаков» наступила эра «Планет». Мой брат тогда первым из деревенских приобрёл с рук «Иж-Планету-2» в районном центре за 700 руб.: половину сам заработал в совхозе во время летних школьных каникул, остальное - спонсировала мать из семейной заначки. Вскоре на такую же модель позарился его деревенский приятель, а потом, на них глядя, - и двоюродный брат.

«Ижак» успешно преодолевал самые труднопроходимые и неровные деревенские окрестности. Фото https://strana-rf.mirtesen.ru.
«Ижак» успешно преодолевал самые труднопроходимые и неровные деревенские окрестности. Фото https://strana-rf.mirtesen.ru.

Культовый тяжёлый (под 300 кг.) мотоцикл «Урал» М-62 не случайно называли великим тружеником и пахарем советской деревни, поскольку тот был способен тащить за собой даже телегу или полуприцеп с поклажей весом более 250 кг. Благо, мощность почти в три десятка «лошадей» позволяла! Из-за дороговизны на моей памяти счастливым обладателем «Урала» был лишь один деревенский житель, проживающий ныне в райцентре и которому за семьдесят. Тот время от времени наведывается в родную деревню на своём видавшем виды стареньком мотоцикле, который выглядит, пожалуй, даже моложе своего владельца...

Тяжёлые мотоциклы в советской деревне были редкостью! Фото https://fishki.net.
Тяжёлые мотоциклы в советской деревне были редкостью! Фото https://fishki.net.

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!