Кто не хочет свой бизнес? Но успешный запуск состоит из выигрышной идеи и грамотной стратегии, которую прописывают в бизнес-плане.
Бизнес-план — это характеристика бизнеса, план его развития и описание необходимых инструментов для достижения целей. Иными словами, он отвечает на вопросы: что, как и зачем вы создаете, кто будет этим пользоваться и как вы будете измерять успех.
Зачем делать бизнес план? Чтобы:
- пойти в банк за кредитом на развитие бизнеса;
- познакомиться с потенциальным инвестором и попросить его вложиться;
- иметь шанс получить грант от государства;
- упорядочить все процессы и иметь наработки под рукой.
В статье — 9 советов по тому, как составить бизнес-план, который облегчит вам жизнь.
Составьте резюме проекта
Этот раздел — первый, поэтому ему уделят максимальное внимание инвесторы и представители банка, если будете обращаться к ним для привлечения денег. Желательно писать его в финале, когда вы досконально разберетесь в проекте и определите финансовые показатели.
Пишите просто, но не забывайте о взаимосвязях. Здесь должно быть только самое важное и уникальное, подробно все изложите дальше.
В резюме указываем:
- краткое описание компании и ее конкурентные преимущества;
- характеристику рынка и целевую аудиторию;
- стартовый капитал, планируемые расходы и ориентиры в прибыли.
Охарактеризуйте компанию
Уже более формальный раздел: здесь укажите организационно-правовую форму компании, ее местоположение, данные об основателе и состав сотрудников, необходимый для старта. Определите ключевые показатели, по которым будете оценивать успех, и путь к их достижению.
Проанализируйте рынок
Здесь важно проанализировать конкурентов, опираясь на цифры, и установить взаимосвязи. Самый простой вариант — посмотреть профили организаций в нише в СБИС и оценить динамику основных показателей.
Обращайте внимание на продуктовую линейку, местоположение организации и характеристику района (если компания работает офлайн). Цель анализа — определить, с помощью чего вы сможете «выстрелить» и оставаться конкурентоспособными, за что люди будут готовы платить вам. Стратегия «сделаю как у всех» — не работает, потому что их места уже заняты, и вам нужно придумать что-то отличное от остальных проектов в нише.
Анализирует рынок и разрабатывает продуктовую стратегию product-менеджер: он выстраивает оптимальную стратегию запуска продукта и определяет необходимые ресурсы. Если бы каждый бизнесмен владел компетенциями «продакта», компании закрывались бы реже. Хотите понимать рынок и превращать идеи в прибыль — присмотритесь к курсу «Product manager» от Академии Eduson.
Опишите товары или услуги
Раздел говорит за себя, а описания товаров или услуг должны вытекать из предыдущего пункта. Подробно опишите каждую единицу товара, в идеале — сделайте CJM (Customer Journey Map), то есть описание пути клиента и варианты развития событий.
В случае с «Кофейком» — нужно предположить, какой именно сегмент ЦА (целевой аудитории) будет покупать конкретный кофе, в какое время дня покупка вероятнее всего и что кроме этого он может приобрести еще (например, десерт).
Как правильно подобрать ЦА и сделать продукт, который будут покупать? Ответ знает продуктовый менеджер: именно этот специалист выстраивает путь клиента и выбирает идеальный момент для покупки. Мы уже упоминали профессию ранее: познакомьтесь с курсом «Product manager» — в обучении сможете научиться запускать продукт, эффективный уже на старте.
Подготовьте производственный план
Опишите этапы производства, зафиксируйте документы и исполнителей по каждому пункту.
На примере «Кофейка»:
- какие документы нужно получить для открытия;
- сколько нужно комплектующих, какой у них срок службы;
- как часто будете закупать материалы и сколько потребуется для начала;
- сколько будет человек в штате, по каким критериям их нанимать;
- как будете утилизировать отходы.
Важно указать предполагаемых контрагентов (с кем будете сотрудничать) и сформировать бюджет.
Составьте организационный план
Даже если не планируете привлекать инвестиции, этот пункт вам понадобится. В нем нужно описать структуру компании: количество сотрудников и их обязанности, как они взаимодействуют между собой, кто кому подчиняется, к кому по каким вопросам обращаться.
Этот пункт — как описание проекта: указываете основные этапы работы, назначаете ответственных и методы оценки деятельности. Продумываете, как будете мотивировать за успехи и к чему должны прийти в первый год (или любой другой срок, но год — оптимален для старта).
Продумайте маркетинг и стратегию продаж
Откуда брать клиентов и как их удерживать? Решить лучше заранее. Поможет тот же анализ конкурентов и нишевание.
Определите:
- где присутствует ваша ЦА;
- какие цены для нее оптимальны;
- через какие каналы ЦА можно привлекать.
Когда определитесь с каналами привлечения клиентов, сможете сформировать бюджет на продвижение и его долю в общем бюджете. Желательно положиться на опытного специалиста с кейсами в сфере (интернет-маркетолог, таргетолог, копирайтер и т. д.), — но и в их работу нужно вникать, чтобы не сливать деньги.
Освоить нужные инструменты можно на курсе «Интернет-маркетолог» от Академии Eduson — сможете и исполнителей контролировать, и сами подхватить работу в случае чего.
Распланируйте финансы
Догадки без цифр — ничего. Основой плана будет финансовая модель — таблица со взаимосвязями доходов, расходов и прибылью компании. Исходя из модели определяются ключевые финансовые показатели, источники финансирования и денежные потоки.
Идеальный финансовый план состоит из документов:
- ОДДС (Cash Flow), ОПУ (P&L) и Баланс;
- Прогноз капитальных затрат (CAPEX);
- Расчет стоимости капитала (WACC);
- Оценка unit-экономики.
Ключевые показатели для старта — рентабельность, объем продаж, точка безубыточности. Понять систему можно за 3-4 месяца на курсе «Финансовый директор»: научитесь разрабатывать финстратегию, планировать бюджет и налоговую нагрузку, а также визуализировать данные (это пригодится не только для бизнес-плана).
Оцените риски
Неизвестность пугает. Так же и в бизнесе: опытные предприниматели знают, что примерно каждый день все будет идти не так, как планировалось, и это — вполне нормальная история.
Зрелая позиция состоит в том, чтобы иметь решение каждой потенциальной проблемы: так вы покажете инвесторам готовность нести ответственность, а себя — успокоите и подготовите ко всем исходам.
Когда нужно делать бизнес-план? Все слишком сложно
Бизнес-план — как настольная книга предпринимателя. Обращаться к ней нужно каждый день, а со временем и ростом компании желательно корректировать цели и фиксировать выводы.
Планирование и финансовая грамотность — то, что обеспечит рост компании, даже если она совсем недавно на рынке. А для уверенности советуем курс «Финансовый директор» — в нем есть все, чтобы выстроить денежную политику и выйти в плюс!